Лефортовский суд Москвы вынес приговор по делу о хищении средств компании ЮКОС. Заместитель управляющего делами «ЮКОС-Москвы» Алексей Курцин был признан виновным в хищении вверенного имущества в составе организованной группы в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ), а также в отмывании средств, добытых преступным путем (ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). Согласно постановлению суда, Курцин приговаривается к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в размере 1 млн рублей.
Были признаны виновными и остальные фигуранты дела. Кроме Курцина виновными были признаны еще несколько бизнесменов, которые получили от Алексея от 2 до 13 лет. Кроме того, с двух человек - Алексея Александрова и Игоря Гончарова будет взыскано по 1 млн рублей в качестве штрафа.
По версии Гепрокуратуры, подсудимые под видом благотворительной деятельности похитили, а затем легализовали более 300 млн рублей.
«Курцин, а также директор ООО «КТИ» Игорь Гончаров, директор ООО «Аллонж» Игорь Агафонов, директор ООО «Аквинт» Константин Воротников, братья Александр и Алексей Александровы, Дмитрий Шленский, Юрий Юминов и Сергей Балдыков обвиняются в том, что в составе организованной группы похищали вверенное чужое имущество, а также легализовали денежные средства, приобретенные преступным путем, как самостоятельно, так и другими лицами», — говорится в обвинительном заключении Генпрокуратуры. Схема, по словам обвинения, заключалась в следующем:
одним из обвиняемых создавалась общественная организация, которая обращалась в ЮКОС с просьбой оказать благотворительную помощь. «ЮКОС-Москва», по распоряжению Курцина, переводила деньги на счет организации, они фиктивно направлялись на различные проекты, а на самом деле — просто отмывались и отправлялись обратно на счета ЮКОСа в Москву.
На суде прокуратура подчеркивала, что распоряжения о таких проводках отдавались лично Курциным.
В Генпрокуратуре не скрывают, что довольны вердиктом. «Обвинение удовлетворено», — заявил гособвинитель по делу Олег Музыченко. Защита пока не комментирует решение суда, планируя сперва изучить текст приговора для обжалования приговора. «Решать вопрос об обжаловании мы будем после изучения приговора», — заявил адвокат Курцина Юрий Ларин.
В отличие от процесса Ходорковского эксперты не склонны связывать дело Курцина с политикой. «Наряду с гибелью ЮКОСа существовали процессы, которые никакого отношения к политике вообще не имели. Вполне возможно, что то, к чему придрался суд, -— реальная ситуация, — предположил один из адвокатов, пожелавший остаться неизвестным. — Я рассуждаю так:
если бы Курцин действительно направлял деньги в благотворительные фонды, то сейчас было бы много шума. Одна бы «Открытая Россия» чего бы наделала. А так, ни одного отклика против приговора, все тихо».
Это мнение юристов разделяют и политологи. «Судя по имеющейся информации, Курцин действительно перечислял какие-то средства компании на счета организаций и фондов, но лишь в своих интересах, что не имеет отношения к руководству компании», — говорит эксперт московского Центра Карнеги Николай Петров.
«Думаю, что масштаб и характер обвинения Курцина не связан с делом ЮКОСа. И перспективы дела Курцина нельзя прогнозировать с политической точки зрения».
Приговор Курцину экспертами отмечается как вполне справедливый. «Дело в том, что раньше за подобные провинности в России не наказывали совсем, и потому теперь кажется, что это много, а на самом деле на Западе, в цивилизованном мире, экономические преступления одни из самых наказуемых», — разъяснил эксперт Центра политической конъюнктуры Алексей Барских.
Не исключено, что дело Курцина будет использоваться Кремлем как дополнительный козырь в разрешении дела ЮКОСа, — полагают эксперты. Освобождение бывших топ-менеджеров компании позволит улучшить политический облик российских властей и показать, что они готовы к диалогу с нынешними владельцами ЮКОСа – группой MENATEP. При этом само государство ничего не потеряет. «Возможно, Курцина через пару лет отпустят по амнистии. В любом случае Курцин — один из тех бывших участников команды ЮКОСа, который готов уже на все, чтобы отойти от дела», – заключает Алексей Барских.