Реформу пенсионной системы, предложенную Министерством труда, невозможно начать со следующего года, процесс придется растянуть на три года, считают в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Союз обсудил «Стратегию развития пенсионной системы России до 2030 года» во вторник и признал документ неприемлемым.
«Реформа, в которую мы вступаем, начинается не вовремя, в связи с тем что мировой рынок и наш внутренний рынок чувствует дыхание рецессии в еврозоне, что негативно отразится на экономике России», — открыл обсуждение стратегии глава комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию Игорь Юргенс.
На обсуждение реформы отводится 3 месяца, неприемлемый срок, говорит Юргенс, напоминая, что у РСПП была договоренность с бывшим министром здравоохранения Татьяной Голиковой: концепция пенсионной реформы будет обсуждаться хотя бы год. В среду РСПП обсудит концепцию с профсоюзами, 20 сентября она должна быть внесена в правительство, а к 1 октября должна быть представлена президенту.
«В Польше это обсуждалось 10 лет, мы столько не просим, но хотелось, чтобы мы обсудили реформу не в такие сжатые сроки», — считает Юргенс.
Стратегию пенсионной реформы, предполагающую выход на бездифицитный бюджет Пенсионного фонда, Минтруда обнародовало в конце августа. Стартовать она должна с 1 января 2013 года. Авторы документа предлагают реформировать накопительную часть пенсии за счет маневра — на три года снизить отчисления на накопительную часть с 6% до 2% страховых взносов — и пересмотреть систему досрочного выхода на пенсию на вредных и опасных производствах. В дальнейшем застрахованным будет предоставлен выбор между накопительной и солидарной пенсионными моделями (по умолчанию предполагается направление в солидарную систему).
Это шаг назад, уверен сопредседатель РСПП по развитию пенсионных систем Леонид Федун: Минтруда не предлагает расширить инвестиционные стратегии, а те, что сейчас предлагаются, зарегулированы.
Социальные взносы бизнес просит снизить с 30% до 15%, оставив действующую ставку на уровне 22% для вредного и опасного производства. Если не либерализовать размер социальных тарифов, корпоративная пенсионная система не выживет, считают в «Деловой России».
Еще одно предложение бизнеса касается работников, решивших вносить самостоятельный платеж в размере 2% от зарплаты в накопительную часть пенсии. Такие работники должны получить право самостоятельно решать раз в 5 лет, продолжать ли инвестировать свои отчисления в будущую пенсию или забрать накопления из пенсионной системы и потратить по своему усмотрению.
По мнению представителей бизнеса, также Минтруда напрасно проигнорировало проблему повышения пенсионного возраста. Авторы стратегии опираются на позицию президента Владимира Путина, неоднократно заявлявшего о недопустимости увеличения срока выхода на пенсию. Но представители бизнеса уверены, что необходимо «снять табу с этой темы и стимулировать более поздний выход работников на пенсию, чем сейчас». Ориентир для бизнеса — 62—63 лет для мужчин и женщин.
Стратегия Минтруда не предлагает и решения проблемы работников, родившихся до 1967 года. Они не участвуют в накопительной системе. «Предлагаем создать фонд старших поколений и отдать его в управление государственной УК», — сообщила руководитель комитета по налогам экспертного совета «Деловой России» Марина Зайкова.
Минтруда с помощью предложенной стратегии пенсионной реформы намерен решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда. В последние несколько лет он находится в пределах 1 трлн рублей. Но бизнес предлагает наполнять бюджет ПФР за счет других инструментов.
Глава РСПП Александр Шохин предлагает снизить темпы экспансии государства в экономику. «Например, за счет отказа от покупки «Роснефтью» доли в ТНК-BP можно сэкономить для бюджета $15 млрд», — заметил он.
Кроме того, дефицит бюджета ПФР можно покрывать за счет доходов от приватизации госактивов и направления в пенсионную систему денег, которые сейчас идут на бонусы менеджерам госкомпаний, уверен Шохин.
Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина скептична: доходы от приватизации — не решение проблемы дефицита ПФР. «План по приватизации — по 300 млрд рублей в этом и следующем годах — скорее всего, не будет выполнен. Потому что этот доход закладывался под дефицит госбюджета на уровне 1,5% ВВП. Но в этом году бюджет будет сведен почти без дефицита и правительство может себе позволить не выполнить план приватизации», — сказала Пенухина.
Кроме того, покрытие дефицита бюджета ПФР за счет приватизации госактивов — это перекладывание денег государством из одного кармана в другой. «РСПП предлагает не дополнительный источник пополнения бюджета ПФР, а просто механизм перекладывания денег», — напомнила Пенухина.
Но реализация предложений Минтруда еще глубже погрузило бы наше государство в еще больший институциональный кризис, заявил экс-министр финансов Алексей Кудрин.
«Контуры пенсионной реформы 2002 года мы начали обсуждать еще в 1997 году, то есть четыре года было обсуждение, с привлечением международных экспертов. Даже абстрагируясь от содержания, невозможно за три месяца проделать всю работу. Это приведет к накладкам и еще большим проблемам», — говорит замдиректора ИМЭМО Евгений Гонтмахер.
«Если будут одобрены предложения Минтруда, то мы должны будем действовать, то есть готовить предложения по развитию пенсионной системы для следующего правительства. Если же правительство вступит в открытый диалог, то мы должны участвовать в нем», — считает Михаил Дмитриев, глава Центра стратегических разработок.
Минтруда открыто для обсуждения и после 1 октября, резюмировал министр Максим Топилин.