В Европейском суде по правам человека в Страсбурге 75-летний пенсионер Юрий Лобанов отсудил у России 37 150 евро в качестве компенсации за его облигации 1982 года, сообщает Bloomberg. Агентство также сообщает об удовлетворении ЕСПЧ иска о выплате 4300 евро 95-летней Марии Андреевой по аналогичным бумагам.
Оба истца являются владельцами 20-летних сертификатов государственного внутреннего выигрышного займа, которые в свое время предлагали символические 3% дохода и шанс выиграть 10 000 рублей, «Волгу» или «Жигули», говорит собеседник Bloomberg. В середине 1990-х правительство России, в отличие от руководства других бывших республик СССР, признало себя должником по ним, и на сегодняшний день совокупный долг по бумагам по оценкам Bloomberg составляет 25 триллионов рублей ($785 млрд).
Основные объемы выплат по облигациям пришлись не первый президентский срок Путина, когда бюджет страны был на подъеме из-за высоких цен на энергоресурсы. Однако в апреле этого года президент распорядился остановить выплаты по бумагам до 2015 года. В своем комментарии Bloomberg российский Минфин сослался на риск лишиться возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов при возобновлении выплат.
Несмотря на низкую ликвидность этого инструмента, владельцы бумаг торгуют ими на российских сайтах, утверждая, что их облигации внесены в списки на погашение в министерстве финансов. Как сообщает Bloomberg, цена за 25-рублевую облигацию 1982 года на e-Bay равняется $2,85.
История с исками по брежневскими облигациями на Лобанове и Андреевой не заканчивается. По данным «Банки.ру» предприниматель Артем Тарасов в сентябре подает жалобу в ЕСПЧ на Российскую Федерацию. В июне этого года ЦБ потребовал от связанного с Тарасовым «Витас-банка» увеличения операционного капитала, после чего бизнесмен поставил на баланс банка те самые облигации стоимостью 3 млрд рублей. Но регулятор отнес эти бумаги к низкокачественным активам. И 29 июня у «Витаса» была отозвана лицензия. Сам Тарасов вышел из состава учредителей банка и в интервью Известиям заявил, что «Витас Банк был искусственно обанкрочен действиями Центробанка и Минфина».
Эксперты скептически относились к вероятности успешного для Тарасова исхода дела, так как европейский суд на тот момент в своем постановлении по иску Лобанова счел, что данный вопрос не готов к разрешению. Теперь, когда прецедент создан, у Тарасова и остальных держателей облигаций 1982 года есть шанс на положительное решение.