Объем незадекларированных средств, которые состоятельные люди скрывают в офшорах, достигает $21 трлн, говорится в исследовании The Price of Offshore Revisited, представленном международной организацией Tax Justice Network.
И это консервативная оценка, говорит автор исследования Джеймс Генри, бывший главный экономист McKinsey&Co. Цифра получена на основе данных из открытых источников, в том числе Международного валютного фонда, Банка международных расчетов и национальных центробанков и учитывает денежные средства, хранящиеся на банковских и инвестиционных счетах. Иные активы, например недвижимость или яхты, в оценку не включены. Реальный размер сокрытых от налогообложения богатств может достигать $32 трлн, считает Генри.
Наибольшие суммы выводятся из развивающихся стран. Лидирует КНР: за 40 лет оттуда в офшорные зоны утекло $1,189 трлн. На втором месте Россия, хотя исследователи применительно к ней оперировали данными лишь за последние 20 лет: c 1990 года по 2010 год из страны было выведено $798 млрд.
Далее следуют Южная Корея — $779 млрд, Бразилия — $520 млрд, Кувейт — $496 млрд, Мексика — $417 млрд, Венесуэла — $406 млрд и Аргентина --$399 млрд. С Украины после 1990 года на офшорные счета перевели $167 млрд, из Казахстана — $138 млрд.
Сверхбогатые граждане бедных развивающихся стран тоже активно пользуются офшорами, нанося ощутимый ущерб бюджетам этих государств. С 1970-х годов по 2010 год жители 139 развивающихся стран вывели в офшоры от $7,3 трлн до $9,3 трлн.
«Если исходить из этих оценок, объем недополучаемых налоговых поступлений огромен, — делает вывод Генри. — Этих средств достаточно для того, чтобы существенно выправить финансовое положение многих стран…
Впрочем, это исследование – по-настоящему хорошая новость. Мир только что нашел большую кучу финансовых ресурсов, из которых можно почерпнуть средства для решения наших наиболее неотложных проблем».
«Но что на самом деле шокирует — это то, что крупнейшие мировые банки по уши замешаны в том, что помогают своим состоятельным клиентам уходить от налогов и переводить средства в офшоры. Мы говорим про известные бренды — HSBC, Citigroup, Bank of America, UBS, Credit Suisse — крупнейшие имена. И они чаще всего полностью отдают себе отчет в том, что помогают своим клиентам уходить от уплаты налогов», — отметил представитель Tax Justice Network Джон Кристенсен.
В 2010 году больше всего — $7 трлн — было укрыто с помощью UBS, Credit Suisse и Goldman Sachs. Эта сумма в полтора раза больше той, что была пять лет назад, отмечают исследователи.
Представитель британских властей удивился результатом исследования. «Я не могу опровергнуть эти цифры, но они представляются запредельными. Если утверждается, что эти суммы активно укрываются и к ним никогда не обращаются, то это странно – не в последнюю очередь потому, что возникает вопрос, куда смотрят налоговые органы. А на самом деле налоговыми службами США, Великобритании и Германии делается немало», – прокомментировал «Би-би-си» специалист по налогам и советник британского правительства Джон Уайтинг.
Российская налоговая служба на офшоры обращает все больше внимания, говорит Даниил Егоров, заместитель главы Федеральной налоговой службы. Все больше стран начинают раскрывать информацию о бизнесе компаний. «Речь идет уже не о том, чтобы обмениваться или не обмениваться информацией между государствами, а о том, как быстро обмениваться информацией», — заявил он на мероприятии, организованным Debate Night.
Но без использования офшорных зон уже сложно представить бизнес, говорят эксперты. Дмитрий Кленов, партнер UFG Wealth Management, замечает, что компании стремятся к выходу в офшорные зоны не только для ухода от налогов, а для того, чтобы быть мобильнее, для гибкости бизнеса и применения английского права. «Если мы убьем офшоры с точки зрения налоговых преимуществ, мы убьем не только эффективность компаний, мы убьем гибкость бизнеса», — объясняет эксперт.