Российские авиаперевозчики с началом лета повысили цены на наиболее востребованные маршруты. Самый значительный рост – у «Трансаэро» — примерно на четверть, это связано с сезоном отпусков, к которому перевозчик по специфике своей бизнес-модели чувствителен больше, чем другие авиакомпании, говорится в ежемесячном исследовании «Авиаиндекс» инвесткомпании «Регион».
«Традиционное сезонное повышение, — поясняет директор аналитического департамента компании Валерий Вайсберг. – Начались хлебные месяцы, когда компании зарабатывают значительную часть своих доходов за год».
В этом году рост цен связан еще и Чемпионатом Европы по футболу, проходящем на Украине и в Польше. Перелеты из Москвы в Киев в июне подскочили в цене почти в 1,5 раза.
Матчи сборной России проходили во Вроцлаве и Варшаве. Российские авиаперевозчики на регулярной основе во Вроцлав не летают, поэтому лететь приходилось через Варшаву. В польскую столицу из Москвы прямые рейсы совершает только «Аэрофлот» и польская LOT.
За месяц до вылета на первый матч российской сборной (проходил во Вроцлаве, 8 июня; счет 4:1 в пользу России) цены «Аэрофлота» на Варшаву были почти наполовину меньше, чем на второй матч, проводившийся в польской столице (12 июня, ничья с Польшей). За две недели цены на рейсы ко второму матчу выросли еще на 18%.
Третий матч российской сборной в группе (проходил в Варшаве 16 июня) пользовался большим спросом у болельщиков из России – билеты «Аэрофлота» раскупались за месяц до игры на 59% дороже, чем на рейсы к первому матчу.
За две недели до матча Россия – Греция купить билеты на сайте «Аэрофлота» было уже невозможно. Польская LOT предлагала болельщикам перелет из Москвы в Варшаву на треть дороже, чем российский перевозчик.
Из группы сборная России не вышла. Тем не менее, Киев – одно из тех международных направлений, которое подорожало почти у всех ведущих российских перевозчиков.
В июне было три выходных днях подряд – с 10 по 12 июня; 11 июня Украина играла со Швеции в Киеве, а сборные Франции и Англии – в Донецке. Билеты «Аэрофлота» из Москвы в украинскую столицу на эти дни подскочили в цене на 41%. Рост у «Сибири» составил 14%, у «Трансаэро» — 45%.
Цены «Трансаэро» на июнь в Киев выросли больше, чем на остальные рейсы компании за границу (исключение – Берлин, где также фиксируется рост; тем не менее, билеты на это направление у «Аэрофлота» в среднем на 18% дороже, чем у «Трансаэро»). У «Сибири» по итогам июня, несмотря на рост 10-12 июня, киевское направление в целом подешевело на 14% по сравнению с маем. Самые дорогие билеты в Киев в течение всего июня продавал «Аэрофлот»: его цены были на 15% и 2% выше, чем у «Трансаэро» и «Сибири» соответственно, говорится в докладе «Авиаиндекс».
«Места на пиковые даты Евро-2012 бронировались еще зимой, — говорит директор транспортного департамента компании «Роза ветров» Лариса Михасенок. – И те, кто покупал билеты три недели назад, в разы переплачивали». На финал чемпионата Европы – 1 июля в Киеве – авиабилетов сейчас не купить даже в бизнес-классе, добавляет она.
Это лето связано с либерализацией воздушного сообщения с такими востребованными направлениями, как Италия и Франция. Авиакомпания «Трансаэро» назначена вторым перевозчиком от России на линиях Москва – Рим, Милан, Венеция и Москва – Париж. Предполагается, что конкуренция на этих направлениях приведет к падению цены.
Но «Трансаэро» начинает полеты в Рим только 27 июня. И длинные июньские выходные у «Аэрофлота» подорожали на 31%.
«Договора с турагентствами на продажу блоков мест заключаются за полгода, — поясняет Вайсберг. – Грубо говоря, «Аэрофлот» итальянские рейсы на лето продал уже зимой. И то, что мы сейчас видим, это оставшиеся билеты, которые перевозчик на высоком сезоне спокойно повышает в цене».
В то же время июньские рейсы «Аэрофлота» в Париж упали в цене на 15%. Но эта линия у перевозчика остается дороже, чем предлагает «Трансаэро». «Трансаэро» открыло продажи билетов во французскую столицу во второй половине июня. Полеты начнутся 27 июля. За месяц до вылета самые дорогие билеты на этой линии у Air France (партнер «Аэрофлота» по альянсу Skyteam возит не дешевле, чем по 25016 руб.), «Аэрофлот» предлагает вылететь в Париж за 23602 руб. Цены «Трансаэро» на ту же дату дешевле предложений Air France и «Аэрофлота» на 37% и 33% соответственно (15769 рублей).
«Трансаэро» будет предлагать дешевые перелеты, говорит вице-президент Ассоциации туроператоров Владимир Канторович, но у «Трансаэро» и второго назначенного перевозчика от Франции - Aigle Azur - квота на один рейс в день, у «Аэрофлота» и AirFance – по 7 рейсов ежедневно.
«К тому же, теперь труднее организовывать чартеры других авиакомпаний во Францию: если раньше согласование на полет требовалось только от двух назначенных перевозчиков, то теперь – от четырех», — пессимистичен Канторович. Монополия Аэрофлота и AirFrance на направлениях Париж и Рим сдерживала развитие туризма, но с прибавлением новых перевозчиков рано говорить о серьезной конкуренции, добавляет он.