Нефть стремительно дешевеет. В пятницу стоимость фьючерсов на марку Brent (североморская нефть) снизилась на 3,79%, до $98,01 за баррель. Цена на WTI (техасская легкая) упала на 4,15%, составив $82,94 за баррель.
За май баррель нефти подешевел уже на $20: на начало мая цена Brent составляла $119,4, WTI — $104,8.
Еще месяц назад ситуация выглядела спокойной. С начала года нефтяные цены были стабильны: в первых числах января баррель Brent стоил около $112, а WTI – порядка $103. В последний раз баррель стоил $100 в начале прошлого года.
Международное энергетическое агентство и Международный валютный фонд прогнозировали, что цена барреля выше $100 сохранится по меньшей мере до 2016 года. Оптимистичными были и ожидания российского правительства: не далее как в конце апреля Минфин подготовил проект поправок к бюджету, исходя из того, что среднегодовая цена нефти составит $115, а не $100, как планировалось изначально.
Эксперты считают, что нефть продолжит дешеветь. «Падение цены связано с обеспокоенностью участников рынка по поводу ситуации в Европе и потенциальным падением потребления нефти. На сегодняшний день потребление нефти растет очень незначительными темпами», — говорит аналитик Merrill Lynch Карен Костанян. «Спрос снижается при избыточном предложении, — говорит Михаил Перфилов из Argus Media. —
Но главный фактор – гигантские запасы нефти, накопленные у производителей, самые крупные с 1998 года».
Речь идет в первую очередь об Иране, который не может продать свою нефть из-за введенного эмбарго, и о Саудовской Аравии, которая копит сырье в хранилищах на случай вооруженного конфликта с Западом, поясняет эксперт. По его оценке, в первом квартале избыток нефти в мире составлял 1,4 млн баррелей в сутки. «Во втором квартале мы ожидаем, что этот показатель вырастет еще на 2,4 млн баррелей в сутки, — говорит аналитик. – Это очень много».
На нефтяные цены влияет и ухудшение мировой экономической ситуации: кроме европейских проблем, это тревожные данные из США и Китая.
«В четверг были опубликованы весьма слабые относительно начала года данные по американскому рынку труда и активности в промышленности, — говорит Александр Ковалев из ТКБ. — А в пятницу разочаровал китайский индекс деловой активности, который упал впервые с начала года — и сразу с 53,5 до 50,2 пункта». Эксперты ожидали падения максимум до 52.
Роль сыграла и оценка американского ВВП за I квартал: если раньше она составляла 2,2%, то теперь лишь 1,9%, говорит Алексей Козлов из UFS Investment Company. Коммерческие запасы нефти в США за неделю, завершившуюся 25 мая, выросли на 2,2 млн баррелей, в то время как ожидался рост лишь на 1 млн баррелей. Сейчас коммерческие запасы США составляют 384,7 млн баррелей – максимум с июля 1990 года.
Кроме того, в начале года цена была спекулятивно завышена. Сейчас спекулянты спешно закрывают свои длинные позиции. «Отсюда и столь эффектное падение, которое усугубляется укреплением доллара», — поясняет Ковалев.
Падение котировок может продолжиться. «Если главы европейских государств не примут действенные меры для спасения стран, находящихся в кризисной ситуации, мы вполне можем ожидать падения до уровня $80 за баррель»,
— говорит Костанян. Избыток запасов будет давить на цены до тех пор, пока Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не примет решение сократить добычу, считает Ковалев. ОПЕК (в частности, Саудовская Аравия) не раз заявляла, что $100 за баррель – это комфортная для нее цена, и стремилась добиться ее, наращивая добычу. «Не исключено, что теперь саудиты начнут снижать добычу с рекордных 10,1 млн баррелей в день и это приведет к тому, что нефтяные котировки прекратят падение, — говорит аналитик. — Но во втором полугодии слабость спроса может перевесить, и цена барреля Brent снизится до $85–90». К концу года котировки будут в районе $90, полагает Козлов.
Падение негативно отразится на российской экономике в целом и на бюджете в частности. «Зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов составляет почти 50%,
— напоминает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. – Даже при цене в $115 ожидался пусть и небольшой, но бюджетный дефицит». Здесь кроется еще одна опасность: пытаясь закрыть бреши в бюджете, правительство может перейти на «ручное» управление нефтегазовыми доходами, говорит эксперт: «Здесь все будет зависеть от приоритетов, которые сегодня могут быть одни, а завтра – другие».
Дешевая нефть угрожает и рублю: за последний месяц он уже потерял около 15%. «Согласно нашим оценкам, падение цены на нефть на $10 выразится в 15—20-процентном падении российского рынка ценных бумаг», — добавляет Костанян.
Падение нефтяных котировок не беспокоит только самих нефтяников. «Компании разрабатывают сценарии развития, в которых, разумеется, учитывается цена на нефть, — сказал «Газете.Ru» источник в одной из российских ВИНКов. – Однако на ближайшие два года даже в оптимистичных сценариях заложена цена барреля меньше $90».