Минздравсоцразвития готово рассматривать вопрос об отмене досрочных пенсий для работников вредных производств. «Сегодняшний день позволяет нам ставить в повестку дня вопрос о последовательной постепенной отмене досрочных пенсий, связанных со списками 1 и 2», - заявил в пятницу замминистра здравоохранения Александр Сафонов. Он подчеркнул, что эти списки должны быть актуализированы под сегодняшний день.
Списки № 1 и № 2 были утверждены в СССР в 1991 году. Первый список — это перечень профессий и должностей с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на досрочную пенсию.
Второй список — профессии с вредными и тяжелыми условиями труда и тоже с правом на досрочную пенсию.
В советских списках несколько тысяч профессий и производств.
Применение списков 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест, говорится в постановлении, которое действует до сих пор.
По подсчетам авторов правительственной «Стратегии-2020», в России на получателей досрочных пенсий приходится примерно 30% новоназначенных пенсий. Более 73% из них, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжали работать.
Сейчас власти меняют подход, делая акцент на модернизацию производства. «Неудовлетворительные условия труда, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания ведут к серьезным экономическим потерям как со стороны государства, так и со стороны работодателя», — отметил Сафонов.
По данным Минздравсоцразвития, потери из-за неудовлетворительных условий труда составляют 1,94 трлн рублей, или 4,3% ВВП. Потери в связи с несчастными случаями на производстве составляют 0,35% ВВП, или 137 млрд рублей ежегодно.
В Минздравсоцразвития «Газете.Ru» сообщили, что не выступают против досрочных пенсий в целом. «Люди, которые работают во вредных и опасных условиях труда, должны иметь право выходить на пенсию досрочно. Но те работодатели, которые сохраняют рабочие места с вредными условиями труда, должны в разумный период принять меры по устранению вредных производств через модернизацию», — заявили в министерстве.
Но если модернизировать производство не получается и люди вынуждены работать во вред своему здоровью, то работодатель должен «компенсировать вред своим работникам» через повышенные выплаты страховых взносов в ПФР, пояснили в Минздравсоцразвития. В ведомстве не уточнили, насколько может быть повышен тариф отчислений в ПФР при наличии вредного производства.
Предложения по тарифам ранее проработали авторы правительственной «Стратегии-2020». Для работодателей внебюджетной сферы можно ввести дополнительный тариф в размере 3% для рабочих мест из списка № 1 и в размере 2% для рабочих мест из списка № 2, считают разработчики пенсионной реформы. Предложения по реформе пенсионной системы были внесены на рассмотрение правительства в марте этого года.
Нагрузка на работодателей, имеющих вредные и опасные производства, неизбежно увеличится, считает депутат Госдумы от «Справедливой России» и бывший министр социального обеспечения Оксана Дмитриева.
В Минздраве не комментируют схему актуализации списков 1 и 2. «Реформа досрочных пенсий будет готова не раньше октября, этот срок установлен правительством», — поясняют в ведомстве.
Предложения Минздрава по реформированию досрочных пенсий помогут сэкономить Пенсионному фонду России не менее 300 млрд рублей. Дефицит фонда превышает 1 трлн рублей, напомнила Дмитриева.
«Но этот процесс растянется на годы, реформа не коснется тех, кто уже имеет право на досрочный выход», — говорит эксперт ЦМАКП Елена Пенухина.
Списки пытались ревизовать несколько раз, но все попытки кончались тем, что количество вредных специальностей и производств увеличивалось, уточняет Пенухина.
Сейчас ведомство намерено переложить часть нагрузки с Пенсионного фонда на работодателей, констатирует Дмитриева. «Но работодатель постарается сделать крайними работников, — уверена она. — Можно провести переаттестацию рабочих мест так, что часть специальностей не будет считаться вредными и особо вредными, и не выплачивать в ПФР повышенный тариф».
Чинивники не разделяют этих опасений. Переаттестацию будут проводить компании, уполномоченные Минздавсоцразвития. Эти компании не должны быть аффилированы ни с профсоюзами, ни с работодателями, возражают в Минздравсоцразвития.