Минфин не одобряет законопроект о развитии Сибири и Дальнего Востока, подготовленный Минэкономразвития, сообщил в среду замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Сергей Разгулин, выступая на Российском налоговом саммите. «У нас есть серьезные концептуальные замечания в части установления налоговых преференций в отношении отдельных взятых территорий», — пояснил чиновник.
Аргумент Минфина — создание госкорпорации не соответствует положениям Налогового кодекса.
Аналогичной позиции придерживается и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Принятие такого закона приведет к замедлению развития Сибири и Дальнего Востока, уверен он. «Я сначала не поверил, пока не увидел своими глазами внесенный Минэкономразвития на согласование в другие министерства законопроект. Я не верю, что этот закон может быть», — сказал он. По мнению Кудрина,
создание на рынке игрока, имеющего мощный административный ресурс и преференции по налогам, будет препятствовать реализации проектов частных компаний в удаленных регионах.
Создание еще одной госкорпорации означало бы признание того факта, что рыночные механизмы в России не работают, отметил он.
Впервые задача создать управленческую госструктуру для развития удаленных территорий была поставлена в конце 2009 года в «Стратегии развития Дальнего Востока и Прибайкалья». В более определенной форме ее сформулировал экс-министр по чрезвычайным ситуациям, а ныне губернатор Подмосковья Сергей Шойгу. Именно он в январе этого года предложил премьеру Владимиру Путину создать корпорацию по развитию территории, расположенной от западной границы Красноярского края до Камчатки, Курил и Сахалина.
Это 16 субъектов, занимающих порядка 60% территории России.
Путин поручил разработать соответствующий законопроект Минэкономразвития. В начале этой недели законопроект был отправлен на согласование в заинтересованные ведомства, включая Минфин. По информации газеты «Ведомости», госкорпорацию может возглавить экс-спикер Госдумы Борис Грызлов.
В Минэкономразвития отказались давать комментарии «Газете.Ru» по законопроекту. В Минфине к сказанному Разгулиным также ничего не добавляют.
Наиболее подробно о том, какими должны быть цели и возможности будущей корпорации, рассказывал Шойгу в интервью «Коммерсанту». Ее задачей станет привлечение не только государственных, но и частных инвестиций в освоении территории Сибири и Дальнего Востока, а также эффективное использование природных ресурсов. ГК сможет вводить упрощенный порядок допуска к пользованию лесами и недрами, регулировать градостроительную деятельность.
Федеральные и региональные органы власти не смогут вмешиваться в работу госкомпании. Отчитываться ГК будет только перед Счетной палатой и президентом. Он будет назначать и увольнять членов наблюдательного совета госкомпании и ее гендиректора.
По словам Шойгу, реализация планов госкорпорации потребует порядка 32 трлн рублей в течение 20 лет. В первый же год в ее уставный капитал нужно будет внести 150 млрд руб. Большую часть должны составить не бюджетные дотации, а частные, в том числе иностранные, инвестиции. Для привлечения граждан в Сибирь и Дальний Восток Шойгу предлагал налоговые льготы — освобождение от налога на доходы физлиц, беспроцентную ставку по ипотеке и по автокредиту, жилищное кредитование с рассрочкой платежей.
«Если ты там прожил пять лет, то списывается 50% кредита, 15 лет — списывается 100%, и ты получаешь жилье в собственность», — говорил Шойгу.
Если компании, работающие в регионе, получат льготы по налогам, это может способствовать развитию депрессивных территорий, признает председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе.
Но налоговые преференции — не главное препятствие, которые сдерживает развитие регионов, говорит директор центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев:
«Мы проводили опрос руководителей бизнеса в рамках подготовки «Стратегии-2020» и выяснили, что уровень налоговой нагрузки, как ни странно, не является для них главной головной болью. Основная проблема институциональная, то есть отсутствие конкуренции, неудовлетворительный деловой климат».
Создание госкорпорации может быть оправдано в ВПК и сферах, которые конкурируют на международных рынках, но создание особой территории внутри России неоправданно, говорит он. «Опыт особых экономических зон показал, что компании уходили в них от налогов, но очагов роста экономики не создали», — напоминает Ведев.
«Дмитрий Медведев еще год назад признал, что госкорпорации как организационно-прововая форма на оправдали себя. Был взят курс на уход государства из экономики. Теперь многое из того, что продвигал Медведев-президент, будет отменено?» — удивлен партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
Создание особого налогового режима для большей части российской территории рискованно и с точки зрения устойчивости бюджета,
добавляет эксперт: «Правительство не смогло сбалансировать бюджет в первом квартале при стоимости барреля $120. При этом 80% госрасходов в России неснижаемы, потому что это социальные обязательства перед бюджетниками, госзаказы оборонке и так далее. С этой точки зрения позиция Минфина абсолютно понятна: создавать огромную территорию, на которой не будет действовать Налоговый кодекс, — абсурд».