Путин предложил Минфину подумать о механизме зачисления налогов в бюджеты по месту жительства граждан.
«Я не говорю, что мы завтра все должны переломать. Но возможность сбора налогов по месту работы (а я понимаю, что это администрировать проще) и дальнейшего перераспределения по месту жительства — это не так сложно сделать», — заявил премьер и избранный президент на расширенной коллегии Минфина во вторник.
Путин отметил, что эта тема возникла при обсуждении вопросов развития рынка жилья в регионах. Бизнесом были поставлены вопросы о незаинтересованности муниципалитетов в увеличении объемов строительства. «Им (муниципалитетам) за это ничего хорошего не прибавляется», — пояснил премьер. Муниципальные власти не получают от строительства жилья дополнительных налогов, а только повышение нагрузки на инфраструктуру.
«Если бы при увеличении количества жителей, при увеличении строительства жилья у них увеличились налоги, поступающие в местные бюджеты или бы налоги собирались с имущества, они были бы заинтересованы», — сказал Путин.
Речь идет о налоге на доходы физических лиц. Сейчас в соответствии с Бюджетным кодексом 80% НДФЛ, который составляет 13% от доходов граждан, подлежит зачислению в региональный бюджет и по 10% в бюджеты поселений и муниципалитетов. Налог платят работодатели, и он поступает в бюджет той территории, на которой расположена организация. О недостатках подобной схемы руководители территорий говорили давно. Особенно остро это проблема стоит для Московской и Ленинградской области, значительная часть жителей которых работают в соседних регионах-мегаполисах: налоги с их зарплат пополняют бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
О необходимости уплаты налогов по месту жительства не раз говорил прежний губернатор Подмосковья Борис Громов. С похожим предложением не один год выступал и губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков.
На днях об этом заявил и Сергей Шойгу, утвержденный в должности губернатора Московской области. Теперь федеральная власть прислушалась к идее.
Речь идет о немалых суммах. В 2010 году в консолидированный бюджет поступило 1 трлн 790 млрд рублей подоходного налога. В 2011 году — 1 трлн 995 млрд рублей (на 11% больше).
отмечает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Кира Гин-Барисявичене.
Тема перераспределения налогов сейчас актуальна как никогда, считают эксперты. Финансовые показатели российских регионов «в среднем ухудшатся, даже если налоговые доходы продолжат расти». Такой прогноз содержится в обнародованном во вторник аналитическом отчете Standard & Poor's, посвященном финансовым показателям регионов. «Мы полагаем, что более слабые регионы будут вынуждены резко сокращать расходы в 2013—2014 годах», — пишут эксперты.
Но у экспертов есть большие сомнения относительно предложения премьера. «Главный вопрос, каким будет механизм распределения по месту жительства — по месту постоянной регистрации или временной? Если у человека, работающего в Москве, есть постоянная регистрация, например, в Екатеринбурге, то каков смысл распределения налога «за него» в регион/город, где он не проживает?» — говорит Гин-Барисявичене.
Если же НДФЛ решат собирать по месту временной регистрации — сложно представить, как миграционная служба будет взаимодействовать с налоговиками, добавляет эксперт.
Непонятно также, кто будет обязан перечислять НДФЛ по месту регистрации. Сейчас исчислением и уплатой НДФЛ занимается работодатель.
«Если перечислением налога будут заниматься работодатели, то у них возрастут трудозатраты. Увеличится и число налоговых инспекций»,
— говорит партнер ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Идти необходимо к тому, чтобы человек сам платил налоги, считает эксперт.
«В США работник получает заработную плату в полном объеме и сам исчисляет и уплачивает налоги. Но в США отлажена и действует эффективная система контроля, которая позволяет выявлять должников и взыскивать с них налог и штрафы», — говорит Гин-Барисявичене. У нас такой системы нет.
«В реалистичность варианта перехода на систему, когда уплачивать налог будет сам налогоплательщик, я поверить не могу. Это гарантированно привело бы и к существенному снижению бюджетных поступлений, и к колоссальным трудностям в администрировании налога», — согласен директор отдела налогообложения компании «Грант Торнтон Россия» Константин Цукерман.
Но и сейчас собираемость НДФЛ — головная боль для местных властей, поскольку они не имеют инструментов воздействия на налогоплательщиков. «Контроль за сбором НДФЛ находится в компетенции налоговых органов, а их приоритетная задача — это обеспечение доходов в первую очередь федерального бюджета (налог на добавленную стоимость) и региона (налог на прибыль)», — говорит партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Эксперт S&P Карен Вартапетов считает, что существующую налоговую систему поменять будет сложно. «Проще повысить удельный вес налога на недвижимость — как в англосаксонских странах», — говорит Вартапетов.
«Желание нового губернатора Подмосковья получить частичку налога, уплачиваемого жителями этого региона в Москве, понять можно, но лучше направлять усилия в первую очередь на создание новых рабочих мест в собственном регионе», — добавляет Цукерман.