В скором времени Швеция сможет полностью отказаться от использования наличных денег: их оборот в стране составляет 3%, говорится в данных World Payments Report 2011. Сегодня даже билеты на автобус в большинстве городов граждане оплачивают с помощью мобильных сервисов, а банки и вовсе отказываются от операций с наличкой. Даже пожертвования в церковь принимаются с помощью банковских карт. Стоит отметить, что королевство было первой в мире страной, которая в 1661 году ввела в оборот бумажные деньги.
Один из самых низких показателей использовании наличных зафиксирован в Южной Корее – 2%. В США этот показатель равен 7%, в Евросоюзе – 9%. Многие страны уже начали сокращать свои издержки и постепенно вводят ограничения на использование наличных. Так, с 1 апреля 2011 года запрещена оплата наличными покупок, стоящих больше €3 тыcяч в Греции. В начале марта в Италии был принят закон, запрещающий использовать наличные при сделках на сумму свыше €1 тысячи. В Болгарии и Испании власти запретили продажу жилья за наличные.
Российский показатель использования наличных денег составляет 25% и является одним из самых высоких в мире. Выше он только в Молдавии, Албании, Грузии, Ираке и на Украине.
Но Россия, где эмиссия бумажных денег (ассигнаций) впервые началась в 1769 году, также идет в направлении сокращения оборота наличных. При Минфине создан межведомственный совет с участием представителей банковского сообщества, который разрабатывает меры, направленные на оптимизацию платежного оборота на территории страны. В конце января 2012 года глава Минфина Антон Силуанов заявил, что неконтролируемый оборот наличности приводит к росту теневой экономики, объем которой составляет около 30% ВВП. «Если все крупные покупки, все зарплаты перевести в безналичную форму, можно увеличить налоговые поступления», — добавил министр. Исходя из опыта Швеции, снижение количества наличности в обращении уменьшило криминальные показатели: в 2008 году в стране были ограблены более ста банков, а в 2011-м – лишь 16.
Идею сокращения оборота наличности активно продвигает и глава Сбербанка Герман Греф. Летом прошлого года он обратился к премьеру Владимиру Путину с письмом, где объяснил, что большой объем наличных операций затрудняет работу банков и препятствует превращению России в международный финансовый центр.
Сейчас объем наличной денежной массы в России составляет 11,9% ВВП, тогда как в США — 6,6%, а в Мексике и Бразилии еще меньше — 5,3% и 4,2% соответственно. По мнению банкира, необходимо выплачивать все зарплаты, пенсии и пособия в безналичной форме, а все крупные торгово-сервисные предприятия заставить принимать к оплате банковские карты. Из-за высокой доли наличных в денежном обороте Россия теряет до 1% ВВП в год, сообщил Греф. За прошлый год ВВП страны увеличился на 4,3%, до 54,3 трлн рублей.
Но помимо очевидных плюсов у решения об отказе от наличности есть и минусы, напоминают эксперты. «Главным из них является опасность мгновенного паралича экономики в случае какого-либо аварийного или стихийного события, выводящего из строя инфраструктуру передачи данных», — напоминает председатель совета директоров УК «Столичная финансовая корпорация» Павел Геннель, добавляя, что вырастет и уровень хакерских атак. В Швеции в 2000 году было совершено около 3,3 тысячи подобных интернет-нападений, а в прошлом – уже 20 тысяч.
С учетом специфики, России будет сложно полностью отказаться от наличных денег, говорит начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 (в сети банка более 600 офисов в 69 регионах страны) Александр Бородкин: «Учитывая существующую инертность мышления и укоренившиеся в обществе привычки использовать наличную валюту, а также учитывая то, что разворачивать инфраструктуру по приёму безналичных средств и поддерживать её в работоспособном состоянии на всей территории России — это колоссальные инвестиции, не думаю, что Россия в скором времени сможет отказаться от наличных денег».
Пока правительству придется предпринимать действия для сокращения наличных денег лишь в экономической системе страны, соглашается член правления ФГ БКС Эмиль Юсупов. В ближайшие 15 лет Россия сможет сократить долю «налички» в обороте лишь до 10–15%, подсчитала эксперт «Allianz Росно управление активами» Марианна Ткаченко.