Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющий владельцев крупных корпораций, определился с трактовкой «роскоши», которую премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин предложил облагать дополнительным налогом. К предметам роскоши бизнес готов отнести «личный самолет, вертолет, большую яхту, корабль, катер». Из недвижимых объектов предметами роскоши, по мнению РСПП, может быть «элитная недвижимость в России и за рубежом». А также большие земельные участки, включая острова.
«Если говорить о качественных характеристиках, то граница роскоши — это загородный дом площадью более 500 квадратных метров или 150 квадратных метров на человека в городской квартире», — сказал глава РСПП Александр Шохин. Земельный участок больше 50 соток – это тоже роскошь, считает он.
Позиция РСПП по движимому имуществу в целом совпадает с позицией Минэкономразвития: автомобили с мощностью двигателя более 250 л. с. — это роскошь, за исключением гибридных моделей.
Бизнес готов платить налог на роскошь в такой формулировке. 30% опрошенных членов РСПП их поддержали, свидетельствуют данные анкетирования, которые Шохин представил в четверг. Еще 39% «скорее поддерживают» эту инициативу, сказал он.
Налог на роскошь обсуждается в России последние 20 лет. Инициаторами введения такого налога традиционно выступали левые партии. В Госдуме прошлого созыва законопроект о введении налога на роскошь дошел до первого чтения. Но был отклонен «Единой Россией». Новый импульс тема такого налога получила после выступления Путина в РСПП в феврале.
«Налог на роскошь — это своего рода общественно признанная плата за отказ от инвестиций в развитие в пользу сверхпотребления и тщеславия», — сказал премьер. Он посоветовал разработать критерии введения такого налога в открытом диалоге с обществом, с предпринимателями «с использованием современных механизмов общественных коммуникаций и тестирования государственных решений».
Окончательная позиция по налогу на роскошь пока не сформулирована, говорит заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Татьяна Илюшникова.
В феврале министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила, что Минэкономразвития рассматривает возможность повысить налог на имущество физических лиц для собственников квартир площадью свыше 1 тысячи кв. метров и транспортный налог для собственников автомобилей мощностью от 200–250 лошадиных сил и выше.
Но ведомство готово подумать о том, чтобы поднять планку мощности «роскошных» автомобильных двигателей до 300 л. с. и выше. Это значение можно предложить для общественной дискуссии, уточнила Илюшникова. В РСПП с этим уже соглашаются.
К такому решению Минэкономразвития пришло после того, как проанализировало статистику ГИБДД. Автомобилей мощностью до 250 л. с. зарегистрировано довольно много. и повышенный налог на них может ударить по среднему классу.
Новых предложений по налогообложению недвижимости у Минэкономразвития нет.
Если вводить налог на роскошь, то он должен уплачиваться не только компаниями и физическими лицами, но и властями, считает управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев. «Самые шикарные машины на тендерах приобретают именно чиновники», — напомнил юрист.
По его мнению, было бы целесообразнее вводить повышенный налог не на владение, а на покупку предметов роскоши. «Вместо того чтобы пытаться обложить налогом то, что у людей уже есть, лучше ввести акциз на вновь приобретаемые предметы роскоши», — считает Пепеляев.
Шохин считает, что можно увеличить налог на имущество, стоимость которого превышает 100 млн рублей, включая недвижимость, транспортные средства, драгоценности, антиквариат и прочее по ставке до 0,5% от его цены.
А тех, кто покупает экологически чистые автомобили, он предложил стимулировать понижающим коэффициентом налога.