«Газета.Ru» попыталась выяснить возможную схему компенсации потерь участников «народного IPO» государственного ВТБ. «Забудьте про байбэк, такой процедуры не будет. Но в России много благотворителей», — так инициативу обратного выкупа акций «Газете.Ru» прокомментировал источник, знакомый с ходом консультаций по этому вопросу.
Механизм выкупа бумаг главе госбанка Андрею Костину накануне предложил проработать премьер-министр. Вопрос был поднят на форуме Сбербанка и «Тройки» «Россия-2012» после выступления Путина, которое инвесторы расценили как экономическую программу на очередной президентский срок.
Осведомленный источник говорит о возможности использования благотворительных структур в процедуре возмещения потерь «народных» акционеров. «Благотворительный фонд может самостоятельно выбирать цели для своей деятельности», — заметил он, пошутив, что при желании использовать можно «хоть фонд пенсионеров Дальнего Востока».
Это еще не решение, а один из множества вариантов, уточнил источник. Экономический смысл этой процедуры для госбанка и возможные источники средств на выкуп он не прокомментировал.
В пресс-службе ВТБ отказались от комментариев. «Не рассматривается», — сказал «Газете.Ru» Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьер-министра, в ответ на вопрос о возможном участии благотворительных структур в выкупе бумаг.
Сейчас самыми известными корпоративными благотворителями выступают «Транснефть», «Газпром» и «Роснефть». Трубопроводная монополия за первую половину 2011 года потратила в этой сфере 3,21 млрд рублей при чистой прибыли за 2010 год на уровне 125,5 млрд рублей. В 2007 году расходы компании на благотворительность составили 7,2 млрд рублей. В 2010 году «Газпром» направил на благотворительные цели более 12,3 млрд рублей. В бюджете «Роснефти» 2011 года на благотворительность и спонсорство было заложено около 7,02 млрд рублей.
Привлечение благотворительных фондов к выкупу акций у «народных» миноритариев вывело бы госбанк на первое место.
«Возникает вопрос, кто будет оплачивать подобную «благотворительность» — государство? Сам банк, а значит, фактически остальные акционеры?» — интересуется Игорь Репин из Ассоциации по защите прав инвесторов.
Путин накануне заметил, что деньги ВТБ может выделить из прибыли (около $3 млрд за 2011 год). 18 млрд рублей — примерно 20% годовой прибыли.
Первый зампред Центробанка и член набсовета ВТБ Алексей Улюкаев сказал, что не осведомлен о схеме выкупа, но бюджет не должен быть задействован в этом проекте. «Менеджмент банка взял время, чтобы проработать этот вопрос и, видимо, представить свое видение. Может быть, сценарий. Когда это будет представлено, мы как-то к этому отнесемся», — ответил он на вопрос «Газеты.Ru».
Размещение 22,5% акций ВТБ позиционировалось как народное и сопровождалось масштабной рекламной кампанией для привлечения средств населения. В 2007 году бумаги продавались по 13,6 копейки за акцию. К концу января 2009 года стоимость одной акции провалилась до 2,33 копейки.
В пятницу на бирже ММВБ-РТС бумаги стоят 7,2 копейки, незначительно снижаясь вместе с индексом.
Миноритарии, покупавшие бумаги госбанка в ходе «народного IPO», неоднократно выражали недовольство, обвиняя и руководство ВТБ, и правительство в потере вложенных средств. Чиновники признавали, что недостаточно четко разъяснили риски инвестиций на фондовом рынке в ходе рекламной кампании.
«Таких владельцев 100—110 тысяч», — говорил накануне Костин о тех, кто мог бы рассчитывать на возмещение потерь. По его оценке, программа потребует 15—18 млрд рублей.
«Выкуп у социально незащищенных слоев населения можно было бы объяснить будущими выборами, — говорит Репин. — Но, зная российские реалии, боюсь, что будут злоупотребления при выборе «счастливчиков», у которых акции будут выкуплены в несколько раз выше рынка. Ситуация не рыночная, российским законодательством не предусмотрена возможность выкупа акций у части акционеров открытого акционерного общества по нерыночной цене по распоряжению руководства страны».
Исходя из капитализации ВТБ в пятницу на уровне 753 млрд рублей (котировки ММВБ-РТС), за указанную Костиным сумму можно выкупить около 2,4% акций. Но оценка бумаги на уровне «народного IPO» — 13,6 копейки за акцию — предполагает стоимость ВТБ в 1,4 трлн рублей. Соответственно,
за 18 млрд рублей можно выкупить около 1,2% размещенных бумаг, или 5,3% от объема «народного IPO».
Стандартная схема обратного выкупа бумаг предполагает равенство прав акционеров на участие в процедуре. Выкуп бумаг у ограниченного круга собственников на особых условиях часто становится предметом споров с неучаствовавшими миноритариями.
Участие в процессе благотворительной структуры снимает вопрос о неравенстве прав акционеров, сказал источник «Газеты.Ru».
Ариэл Черный из «Allianz Росно управление активами» опасается «дискредитации фондового рынка»: «Долгосрочным инвесторам не нравится вмешательство правительства».
А Сергей Пахомов из «Квади капитал» полагает, что ВТБ заинтересован в отказе от компенсации потерь части акционеров. «Выкуп по текущей рыночной цене — возможно. По цене размещения — найдется список непреодолимых трудностей», — полагает Пахомов, прогнозируя сложности с акционерами, которые покупали бумаги в ходе «народного IPO», но уже продали пакеты ниже цены размещения. «Тоже могут требовать компенсации разницы в цене», — считает он.
Зампред правления Сбербанка Белла Златкис называет выкуп бумаг в таком формате «не лучшим способом построения отношений с инвесторами». «Я согласна с Владимиром Путиным о том, что компания развивается, в ней ничего не происходит такого, что требует выкупа. Они ничего плохого не натворили. Я не понимаю, для чего это сейчас делать и считаю, что это не лучшая практика», — заметила она.
Но председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин считает, что «в тех условиях, в которых оказался ВТБ, выкуп оправдан»: «ВТБ нес на себе большую нагрузку в кризис по реализации государственных задач: помогал компаниям, приобретал плохие активы. Это сказалось на цене акций».
Он не ожидает, что выкуп спровоцирует аналогичную ситуацию и с другими «народными IPO». «Это всегда решение акционеров», — объясняет он.
Ранее «народные» размещения проводили «Роснефть» и Сбербанк.
Ованес Оганесян, стратег «Тройки», не ждет «системного коллапса» в компаниях — участницах «народных IPO»: «Акции «Роснефти» и Сбербанка в отличие от ВТБ выросли».
«Интересно влияние этого решения на запланированную приватизацию ВТБ, если государство выкупит по высокой цене, а продаст дешевле», — заметил он.