Основными итогами саммита в Брюсселе, завершившего свою работу в пятницу, стало выделение странами — участницами ЕС дополнительных 200 млрд евро в антикризисный фонд, а также подписание плана бюджетной стабилизации, уже названного планом спасения Европы.
Этот план, принятый в дополнение к действующему Лиссабонскому соглашению 27 стран ЕС, предполагает жесткие нормы бюджетной дисциплины и санкции за их неисполнение. Вводится наднациональный надзор за бюджетами стран. Нормы должны быть обязывающими, а санкции применяться автоматически. Еврокомиссия получит право наказывать страны, бюджет которых превышает запланированный дефицит — не более 0,5% от номинального ВВП.
Действующий потолок по уровню дефицита бюджета в 3% остается, но за это могут исключить из ЕС. Решение о наказании или помиловании страны-нарушителя будет автоматически выноситься на саммит и приниматься большинством в две трети голосов. Допускается, впрочем, что страны с государственным долгом менее 60% от ВВП могут незначительно превышать допустимый дефицит бюджета. Но детали этой нормы пока неизвестны. Предполагается, что план «бюджетной стабилизации» будет разработан к марту 2012 года.
«Это очень хороший результат», — прокомментировал итоги саммита глава ЕЦБ Марио Драги. Канцлер ФРГ Ангела Меркель считает решения саммита прорывом. Она заявила, что европейским лидерам удалось усвоить ошибки прошлого и избежать «фальшивых компромиссов».
Это 15-й саммит за два года и пятая попытка выработать пакет мер для преодоления долгового кризиса в странах Европы.
Фондовый рынок расценил итоги саммита как удачные. Биржи США закрылись ростом. В пятницу индекс S&P 500 вырос на 1,7%, рост за неделю составил 0,9%. Dow Jones вырос на 1,55%, индекс Nasdaq поднялся на 1,94%. Европейский сводный индекс Stoxx Europe 600 поднялся на 1,2%. В то же время российские биржевые индексы упали более чем на 4%.
Начал восстанавливаться курс евро. Вечером в пятницу он прибавил 0,3%, составив $1,3375 за 1 евро.
Индекс товарного рынка S&P GSCI Index вырос на 0,2%, отыграв потери в свинце, серебре и меди. Нефть дорожает: стоимость январских фьючерсов на североморскую смесь марки Brent выросла на $0,51, до $108,62 за баррель.
«Дела в Европе постепенно налаживаются», — комментирует происходящее управляющий Principal Global Investors Джеффри Шварте.
Тем не менее единства по поводу будущего Европы нет ни в рядах участников саммита, ни среди представителей бизнеса. Великобритания, как стало известно в пятницу, отказалась подписать условия «плана спасения» ЕС. Глава МИД Великобритании Уильям Хейг заявил, что его страна не собирается лишать себя права принимать независимые решения в области своей экономической политики.
Швеция, имеющая собственную валюту, заявила, что не готова как-либо менять Лиссабонский договор. Это потребует длительной процедуры ратификации измененного договора национальными парламентами или вынесения его на референдум, что сопряжено с политическими рисками.
«Я против того, чтобы Швеция поддерживала изменение договора. Причины европейской долговой проблемы лежат в экономической плоскости и требуют немедленного решения. А изменение Лиссабонского договора может стать слишком долгой процедурой», — сказал премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт.
Венгрия и Чехия, так же как Швеция и Великобритания, не входящие в зону евро, тоже отказались менять базовый Лиссабонский договор, сославшись на то, что не имеют на это соответствующих полномочий. Вносить изменения в договор — это прерогатива парламентов, а не еврочиновников.
В конце концов инициаторы реформ Германия и Франция пошли на то, чтобы предложить 23 странам — членам ЕС (всего в ЕС входит 27 стран, из них 17 в зоне евро) провести дополнительный саммит зоны евро и заключить соглашения о реформировании ЕС на двусторонней основе. Латвия, Литва, Польша, Румыния и Болгария подтвердили намерение перейти на евро.
Комиссар Еврокомиссии по социальным вопросам Ласло Андор высмеял идею о том, что страны еврозоны можно заставить соблюдать новые более жесткие правила бюджетной политики с помощью одних лишь санкций. «Это смешно. Бюджетный союз требует коллективного, демократического процесса принятия решений, которые смогут отвечать насущным проблемам и регулировать совокупный спрос», — заявил Андор.
Некоторые европейские компании и их топ-менеджеры тем временем готовятся к выходу своих стран из еврозоны. Они выводят активы в наиболее надежные банки Германии, Австрии и Швеции, сокращают инвестиции, переводят штаб-квартиры в Северную Европу и даже выходят из бизнеса, показал опрос двадцати компаний, проведенный агентством Bloomberg. Так, испанский интернет-провайдер Grupo Gowex перевел фонды в Германию.
«Я не верю, что Испания может остаться в еврозоне, — говорит создатель и глава Grupo Gowex Хенаро Гарсия. – Мы перевели наличные и депозиты в Германию, поскольку Испания вернется к национальной валюте — песете».
«За последние пару лет нам пришлось заново изобретать свой бизнес из-за кризиса, — признается глава Service Point Solutions SA – фирмы, занимающейся документооборотом в Барселоне, Хуан Хосе Ньето. – Мы работаем в режиме выживания. Происходящее в Греции и Италии затрагивает не только банки, но и такие компании, как наша».
Аналогичные настроения в других странах. «У нас есть несколько вариантов плана на случай, если кризис углубится. В последние несколько недель мы их освежили», — говорит генеральный директор швейцарской ABB Джо Хоган.
Бундесбанк, центробанк Германии, зафиксировал приток капитала от небанковского сектора в 11,3 млрд евро в сентябре, согласно последним обнародованным данным.
«Саммит был только первым шагом к финансовой интеграции, проблеме, которую мы должны решить, но это будет длительный и непростой процесс», — заключает глава отделения по стратегии европейских ставок в Deutsche Bank Мохит Кумар.