«Позиция правительства заключается в том, что мы последовательно должны увеличивать доходы казны, но не только за счет роста общего налогового бремени на граждан и участников экономической деятельности, а за счет повышения качества налогового администрирования, поощрения экономического развития, обеспечения темпов экономического роста, а значит, расширения самой налогооблагаемой базы», — заявил премьер-министр Владимир Путин на налоговой конференции, организованной ФНС.
Еще более категорично высказалась министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По ее мнению, рост налоговой нагрузки в России недопустим.
«Уровень налоговых ставок у нас уже приблизился к критической величине и дальнейшее повышение ставок на общие налоги приведет к давлению на экономику и к выпадению доходов», – заявила министр.
А для России сейчас самое главное — экономический рост, отметила она. «Если мы будем расти на 2-3% в год, то отстанем от других стран, не сможем модернизировать и не сможем получать доходы в бюджет», — указала Набиуллина.
Реформа пенсионной системы, которая должна решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда, также не может быть основана на повышении налоговой нагрузки на экономику, добавила министр.
Налоговая политика «должна оставаться в покое в ближайшие пять-шесть лет», солидарен с ней и. о. министра финансов Антон Силуанов. «Наша позиция заключается в том, чтобы мы не меняли, не пересматривали общий объем налогового бремени», — пояснил он.
Рост налогов не единственный способ увеличить доходы бюджета, считает Силуанов: «Министерство финансов за то, чтобы искать ресурсы внутри бюджета, не увеличивая налоговое бремя, не увеличивая дефицит бюджета, поскольку это приведет к дополнительной налоговой нагрузке и приведет к тому, что в конечном счете нам нужно будет искать ресурсы либо на внутреннем, либо на внешнем рынке, что в настоящее время не всегда возможно по приемлемой цене».
По оценкам Минфина, налоговая нагрузка на экономику составляет 31—32% ВВП. С учетом страховых взносов, таможенных пошлин и прочих обязательных платежей этот показатель еще выше — на уровне 40%, уточнил помощник президента Аркадий Дворкович. «Это немало», — подчеркнул он.
Но при сохранении общего уровня нагрузки налоговая система может меняться, признают чиновники.
Так, на прошлой неделе Набиуллина сообщила, что правительство всерьез обсуждает возвращение налога с продаж. В понедельник она заявила, что если он и будет введен, то не в дополнение, а вместо налога на добавленную стоимость. «Я буду делать все от меня зависящее, чтобы не было одновременно обоих налогов», — пообещала министр. Возможность возвращения налога с продаж связана с передачей полномочий на региональный и муниципальный уровни.
Для проведения полноценной децентрализации потребуется передача на места финансовых ресурсов в размере «нескольких сотен миллиардов рублей — до 1 трлн рублей», рассказал Дворкович.
Сейчас для качественного исполнения своих обязательств большая часть регионов вынуждена просить дополнительные деньги у федерального центра, напомнил помощник президента.
Набиуллина дала понять, что возможны и другие изменения. Налоговую нагрузку нужно изменять таким образом, чтобы было «меньше налогов на деятельность, а больше налогов на имущество и потребление», пояснила она.
Но эксперты сомневаются, что правительству удастся сдержать обещание не повышать налоги. Глава Сбербанка Герман Греф попросил объяснить, как власти будут решать проблему дефицита пенсионной системы. «Мы хотим понимать, как, не повышая налоги, государство ответит на те вызовы, которые перед ним стоят. И они будут стоять не в перспективе 10-летней, а в перспективе двух-трехлетней продолжающегося сокращения коэффициента замещения соотношения средней пенсии и средней заработной платы. Если мы будем поддерживать этот коэффициент хотя бы на сегодняшнем уровне, это потребует существенного вливания средств во внебюджетные фонды.
Откуда мы собираемся брать эти деньги? Если это не повышение налогов, то тогда надо дать ясный ответ, откуда эти деньги возьмутся», — потребовал Греф. Речь идет о триллионах рублей, напомнил он.
Ранее сообщалось, что Минздравсоцразвития предлагает ввести новый взнос в размере 2% от фонда оплаты труда на нужды, связанные с социальным уходом.
Дворкович признает, что под давлением обстоятельств решение Минфина может измениться. «У Минфина более сложные позиции, и я его понимаю: даже если Минфин против повышения налогов, Минфин могут вынудить предложить повысить налоги, если повысятся расходы бюджета», — предупредил он.
Алексей Кудрин в бытность министром финансов предупреждал, что рост налогов для России неизбежен. «Мы стоим перед тенденцией повышения налогов, и это не будет временной мерой», — говорил он. Это плата за наращивание расходов, объяснял Кудрин.
Осенью Алексей Кудрин лишился поста министра финансов из-за несогласия с президентом по вопросам роста государственных расходов.
Справиться с дефицитом бюджета ПФР, не повышая пенсионный возраст, и индексировать пенсии, а также поддерживать военные расходы без реформирования налоговой системы не получится, соглашаются эксперты. «С учетом возможного перераспределения налогов в пользу регионов и невозможности увеличения нагрузки на бизнес наиболее реальным представляется вариант, при котором вырастут налоги на потребление и имущество. Имеются в виду налог на недвижимость и налог с продаж», — говорит генеральный директор «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова.
Но к введению налога на недвижимость готовы всего 13 регионов из 83. Повышение эффективности администрирования может помочь лишь отчасти. К тому же «в российских условиях это может превратиться в выбивание налогов с бизнеса любой ценой»,
подозревает Касьянова. Если же цены на нефть пойдут вниз, про все обещания не увеличивать налоговую нагрузку придется забыть, говорят эксперты.