Банк Москвы представил стратегию развития до 2014 года. Первый программный документ, раскрывающий планы банка после перехода под контроль государственного ВТБ.
Для придания в глазах журналистов большей синергии группы ВТБ с Банком Москвы (БМ) глава банка Михаил Кузовлев на презентацию пришел в красном галстуке – цвета бренда городского банка, а член правления ВТБ Екатерина Петелина надела синее платье (корпоративный цвет группы ВТБ).
Единственный сегмент, где Банк Москвы получит полную самостоятельность – это обслуживание клиентов среднего и малого бизнеса (около 45% рыночного портфеля БМ). Решение связано с тем, что в этом сегменте практически нет конкуренции между городским банком и группой ВТБ.
В рознице ВТБ 24 ориентируется на клиентов с достатком выше среднего, а БМ – на клиентов с менее высоким достатком. В крупном бизнесе, где около 70% клиентов пересекаются, для устранения дублирующих конкуренции появится позиция «главного ответственного», который будет регулировать работу. Клиенты БМ получат доступ к продуктовой линейке группы ВТБ.
«Не важно на балансе какого юридического лица произошла сделка, важно что она на балансе группы ВТБ», — говорит Петелина.
Через три года чистая прибыль Банка Москвы должна подняться с минус 68,2 млрд рублей в 2010 году до 35 млрд рублей в 2014 году. Показатель возврата на капитал (ROE) — с около 1% до 18-20%. Коммерческий кредитный портфель должен вырасти в 2,5 раза, до 600-700 млрд рублей, розничный кредитный портфель – в 2,2 раза до 160-190 млрд рублей, декларируют банкиры.
Банк фокусируется на Москве и Московской области (цель – до 3-4%, рынка кредитов, 1,5% - по привлеченным средствам), а также 10 приоритетных регионах. Сейчас БМ присутствует в 35 регионах. Из каких именно регионов банк планирует уйти, Кузовлев не сказал. Когда Банк Москвы выходит из каких-то регионов, это во многих случаях будет означать, что бизнес будет передан ВТБ и «ВТБ 24», уточнила Петелина.
Также Банк Москвы сдает «лишний бизнес»: зарубежные банки и финансовые активы. Часть бизнеса передается ВТБ, остальное будет выставлена на продажу.
Белорусскую «дочку» БМ присоединяют к банку «ВТБ-Беларусь». До конца 2011 года планируется продать дочернюю кредитную организацию Банка Москвы на Украине. «Дочка» БМ в Сербии – «Банк Москвы-Белград» «находится в начальной стадии развития, и пока не является рентабельным», сказала Петелина, добавив, что банк планируется сохранить, «разработать стратегию, которая, в частности, предусматривает оптимизацию затрат, а также, возможно, привлечь стратегического инвестора».
Компанию «Регистратор КРЦ», принадлежащую в настоящее время Банку Москвы, планируется присоединить к компании «ВТБ регистратор», а НПФ «Пенсионный фонд», принадлежащий Банку Москвы, планируется продать стороннему инвестору. В России у БМ остается Банк Мосводоканал и Бежица-банк (Брянск). Перспективы этих активов руководство банка не раскрывает.
«Продажа активов не повлияет на показатели Банка Москвы», — заверил «Газету.Ru» финдиректор Банка Москвы Михаил Березов, отказавшись назвать цифры, которые банк хочет выручить от продажи активов.
Для сокращения издержек в первом полугодии 2012 года БМ закрывает около 70 точек продаж. «Это точки, которые являются убыточными, нерентабельными и которые не имеют перспективы стать рентабельными», — объяснила Петелина. Сейчас сеть банка насчитывает 380 точек продаж, а также еще 400 точек в отделениях Почты России.
В оптимизации будет сокращено около 140 сотрудников. «Оптимизация сети позволит Банку Москвы на первом этапе сэкономить 400-500 млн рублей», — заявил Березов, добавив что, помимо сокращений речь идет и о преобразование филиалов в операционные офисы.
«Планы Банка Москвы – агрессивны и выполнить их удастся только с учетом исправления ситуации в макроэкономике, — говорит замруководителя аналитического департамента «Совлинка» Ольга Беленькая. — Исходя из стратегии, среднегодовой рост должен составлять 20-25%, но в 2012 произойдет замедление темпов кредитования, особенно по корпоративному портфелю».
Аналитик обращает внимание на заявленную цифру увеличения коммерческого кредитного портфеля — он должен вырасти в 2,5 раза до 600-700 млрд рублей.
«Но уже сейчас он равен 513 млрд рублей. Видимо речь идет о портфеле за вычетом займов, выданных структурам бывшего топ-менеджмента банка», — полагает она.
Беленькая ожидает сокращения продуктовой линейки Банка Москвы. Сейчас кредитный портфель банка это: 53% - потребительские кредиты, 30% - ипотека, 7% — кредитные карты и овердрафты, 5% — автокредиты, 3% — кредиты РВ, 2% — быстрокредиты.
Но к 2014 году порядка 70-80% будут кредиты наличными, 7-12% — кредитные карты, оставшиеся – ипотека, говорит Петелина.
«ВТБ будет стараться снизить конкуренцию за счет непересечения продуктов в двух банках. Но в итоге в плюсе окажется ВТБ 24», — говорит Беленькая.