Октябрь стал удачным месяцем для фондового рынка. Российский индекс ММВБ отыграл больше половины потерь, понесенных с начала 2011 года, и вырос на 11,7%. Индекс РТС, снижавшийся на 30% с начала года, за октябрь поднялся на 20%, из них 10,5% пришлись на последнюю неделю. Аналогичная картина на внешних рынках. Сводный европейский Stoxx Europe 600 за неделю вырос на 3%, за месяц он прибавил 9,5%. Американский Standard & Poor's 500 за неделю поднялся на 3,8% — до 1285,09 пункта, максимальной отметки с 1 августа, за октябрь индекс вырос на 14%, полностью отыграв падение с начала года.
В понедельник рынки корректируются после столь значительного роста. РТС за первые пять минут торгов опустился на полпроцента, до 1602,46 пункта. Азия также торгуется с понижением: сводный MSCI AsiaApex 50 теряет 1%, японский Nikkei 225 — 0,24%, гонконгский HangSeng --1,3%.
Инвесторы ждут двух событий — заседания Федеральной резервной системы США, итоги которой станут известны в среду, и саммита G20, стартующего 3 ноября в Канне.
«От ФРС инвесторы будут ждать комментариев относительно экономической ситуации. Соответственно, накануне заседания серьезных движений на рынках не будет», — считает начальник управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. На встрече «большой двадцатки» будет оценена достаточность ресурсов МВФ для борьбы с долговым кризисом.
Потенциал роста, по мнению экспертов, у фондового рынка еще есть. «Если верить межрыночным соотношениям медь/золото, высокодоходные облигации/трежерис, акции брокеров/широкий рынок, акции/облигации, у глобального рынка акций еще остается потенциал роста. Не исключено, что индекс S&P-500 протестирует максимумы 2011 года, а это означает 5–6% роста с текущих уровней.
Соответственно, индекс ММВБ сможет до конца года даже выбраться в положительную зону», — говорит руководитель отдела инвестиций «Пионер инвестмент менеджмент» Сергей Григорян.
«РТС пробил серьезный уровень сопротивления в 1450 пунктов, так что тренд пока формируется положительный», — согласен Федотов.
Надежды и опасения связаны с Европой. Именно сдвиги в подготовке плана спасения ЕС от долгового кризиса привели к смене настроений в октябре. «Но необходимо понимать, что это не окончание долгового кризиса», — предостерегает аналитик ФК «Анкоринвест» Сергей Смирнов. План не был оглашен в деталях, и в нем могут скрываться неприятные сюрпризы для рынка. «Могут возникнуть тупиковые ситуации, и достигнутые договоренности будут пересматриваться. В частности, пока непонятно, как будет происходить рекапитализация банков — за счет увеличения капитала, на чем, вероятно, будут настаивать регуляторы, или же путем сокращения активов, к чему будут стремиться сами банки и что будет негативно для экономики. Также будет интересна реакция рейтинговых агентств.
Объявленный план хорош для Греции, Португалии, Ирландии и некоторых других небольших стран, но объем европейского фонда недостаточен для решения проблем Италии и Испании: нужен еще как минимум 1 триллион евро»,
— объясняет Смирнов. Опубликованные на прошлой неделе предварительные индексы деловой активности PMI за октябрь указывают на сокращение экономики еврозоны. «Наблюдается слабость экономик не только периферийных стран, но и Германии, и Франции», — говорит Смирнов. «Есть проблемы экономики в Испании, Италии, Португалии. Если появится хотя бы намек на то, что они не смогут расплатиться по своим долговым обязательствам, на рынке будет «трэш, угар и содомия». Если ситуация с Грецией смогла привести к такому серьезному провалу рынков и вообще поставила под угрозу евро и целостность еврозоны, то при похожих ситуациях с этими странами падение, которые было в августе и сентябре, покажется детской шалостью», — говорит Федотов.
Дополнительным негативным фактором ноября для России могут оказаться цены на сталь, что ухудшает позиции «Северстали», НЛМК, «Евраза» и «Мечела».
«Цены на сталь в Китае снижаются из-за слабого спроса. Наибольший товарооборот Китая приходится на Евросоюз (порядка 16 % всего оборота с начала 2011 года), экономика которого испытывает слабость. Вследствие сокращения спроса на металлопродукцию сталелитейные компании сокращают закупки железной руды, цены на которую за последний месяц упали уже на 24–28 %. Снижение последней недели еще не в полной мере отражено в ценах на сталь, что создает потенциал для их дальнейшего снижения. Поскольку Китай производит и потребляет порядка половины мирового объема стали, цены на сталь в Китае являются определяющими для мировых», — объясняет Смирнов.
В таких условиях инвесторам советуют быть настороже. «Мы советуем инвесторам выбирать такие активы и стратегии, которые ориентированы не на бенчмарки, а на получение дохода в абсолютном выражении, — говорит Григорян. — Даже несмотря на возможный краткосрочный позитив, системно европейские проблемы не решены, да и не могут быть решены в текущих условиях. Кроме того, к ним в 2012 году могут добавиться рецессия в американской экономике и «жесткая посадка» китайской экономики. Все это может привести к возобновлению «медвежьего» рынка в 2012 году».