Швейцария заняла первое место в глобальном рейтинге юрисдикций, обеспечивающих максимальную безопасность финансовой информации.
Аналитики британской компании Tax Justice Network (TJN) оценили 72 страны и офшорные юрисдикции на предмет готовности раскрывать информацию о финансах своих инвесторов по запросам контрольных органов других юрисдикций.
В тройку самых надежных для скрытных инвесторов стран также вошли Каймановы острова и Люксембург.
Гонконг и США заняли четвертое и пятое места соответственно. По итогам 2009 года Америка занимала первую строку рейтинга за счет зоны особого налогового режима в штате Делавэр.
Сингапур, популярный у российских инвесторов остров Джерси, Япония, Германия и Бахрейн замыкают первую десятку самых закрытых юрисдикций.
«Наш индекс финансовой тайны показывает, что страны G20 раскрывают лишь внешнюю оболочку финансовых рынков, — говорит директор TJN Джон Кристенсен. – Мощь таких странах, как Швейцария, Великобритания и США по-прежнему препятствуют прозрачности».
Великобритания занимает 13-е место в рейтинге. Прежний приоритет российских инвесторов Кипр занял только 20-е место. Остров Мэн на 36-е месте, а Гибралтар оказался на уровне Ганы, заняв 43-е место по готовности сотрудничать с финансовыми разведками и налоговыми органами других стран.
Единственная из соседних с Россией стран в рейтинге TJN — это Латвия (57-е место, на уровне Венгрии и Антигуа).
По оценке Киры Гин-Барисявичене, управляющего партнера группы «Содействие бизнес проектам», владельцы бизнеса из России предпочитают офшоры Британских Виргинских островов (11-е место рейтинга) и Белиза (40-е место).
«Кипр также популярен, хотя классическим офшором уже не является. Кипрские власти по-прежнему сквозь пальцы смотрят на исчисление и уплату налогов. Российские компании заключают контракты с кипрскими офшорами, оттуда деньги уходят в классические офшоры типа Белиза и BVI, которые играют роль кошельков. Если предполагается торговля с азиатскими странами, то очень популярен Гонконг», — знает юрист.
Она не исключила ангажированности рейтинга: «Такая классификация позволяет странам-лидерам зарабатывать деньги».
Швейцария заняла первое место, несмотря на то что в последнее время банковский сектор страны делится информацией о счетах нерезидентов с контрольными органами других стран. С 1934 года в Швейцарии действует закон, требующий от банкиров соблюдения абсолютной секретности банковских вкладов. Гарантия полной секретности привлекала в швейцарские банки клиентов со всего мира. По данным за прошлый год, в них хранилось порядка $2 трлн, почти треть всех банковских вкладов в мире.
Но в 2009 году ситуация начала меняться. Тогда страна договорилась с Организацией экономического сотрудничества и развития о том, что будет отчитываться по международным стандартам и предоставлять информацию по запросам.
«Но соглашениям недостает прозрачности, — говорит председатель правления TJN Бруно Гартнер. — Банки говорят, что они будут следовать стратегии белых денег, но на практике все еще можно найти много способов хранения черного нала».
Россия присоединилась к соглашению об обмене финансовой информацией с Швейцарией в сентябре 2011 года. Исходя из текста договора, Федеральная налоговая служба получит данные о счетах российских граждан в швейцарских банках. «Мы по запросам также будем получать информацию в отношении счетов уклоняющихся от налогообложения, если у нас здесь, на территории России, будут в установленном порядке инициированы процедуры по поиску уклонения или отмывания», — комментировал инициативу тогда еще министр финансов Алексей Кудрин.
«Если посмотреть на данный индекс глазами инвестора», то он оценивает безопасность хранения средств в том числе по уровню защищенности от непредсказуемых изменений в налоговом законодательстве, необоснованных претензий третьих сторон, включая рейдерские претензии», — рассуждает партнер BDO в России Олег Соколов, добавляя, что лидерство Швейцарии выглядит логично.
«Это традиционно банковская страна с устоявшимся и практически не меняющимся законодательством», — говорит эксперт, добавляя, что смягчение политики в этом вопросе оказалось незначительным.
«Кроме того, страна обладает высокой политической стабильностью. В отличие от Кипра, например, здесь можно не ждать территориальных споров или беспорядков», — заключил партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.