Инвестор-миллиардер Джордж Сорос больше не будет управлять чужими средствами: его инвестфонд Soros Fund Management LLC, под управлением которого находится около $25 млрд, вернет вкладчикам порядка $1 млрд и сконцентрируется на управлении семейными активами. Об этом в специальном письме сообщили его сыновья Джонатан и Роберт, которые являются заместителями председателя правления фонда, пишет Bloomberg. Сам Сорос уже дал понять, что
решение о превращении фонда в «семейный бизнес», было принято из-за нового американского закона Додда — Франка,
согласно которому все хедж-фонды до марта 2012 года должны зарегистрироваться в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Это обязывает компании подробно отчитываться перед регулятором, раскрывая считавшуюся ранее конфиденциальной информацию о своих инвесторах, активах, инвестиционной политике и возможных конфликтах интересов. Но если фонд принадлежит одной семье и не включает сторонних инвесторов, он не обязан этого делать.
Сорос прославился тем, что в 1992 году он заработал порядка $1 млрд на обвале фунта стерлингов к немецкой марке. Сорос родился в Венгрии в 1930 году. В 1969 году он создал собственный фонд Soros Fund Management LLC. Начиная с 1979 года Сорос активно занимался благотворительностью: по словам Сороса, за последние 30 лет он пожертвовал свыше $8 млрд. Сегодня в мире работают более 70 благотворительных организаций, созданных и управляемых Соросом.
Сорос не единственный инвестор, которому закон Додда — Франка помешал заниматься управлением средствами сторонних инвесторов. В марте 2011 года решение о закрытии фонда принял инвестор Карл Айкон, отмечающий в этом году свое пятидесятилетие пребывания на Уолл-стрит. Предположительно, вкладчики фонда получили порядка $1,8 млрд из общего объема фонда в $7 млрд. Столь незначительную долю чужих денег Айкан объяснял тем, что в период кризиса не мешал инвесторам, обеспокоенным за сохранность собственных средств, забирать их из фонда. В итоге доля клиентских денег в портфеле упала с 65% до 25%. «Вы можете мне не верить, но убытки наших клиентов в 2008 году беспокоили меня больше, чем собственные, — написал в прощальном письме Айкан. — Учитывая стремительный рост рынка в течение последних двух лет и постоянные опасения за стабильность дальнейшего экономического развития в совокупности с политической нестабильностью на Ближнем Востоке, я не хочу быть ответственным перед клиентами за еще один биржевой кризис». Ранее от управления чужими средствами отошли Стенли Дракенмиллер из Duquesne Capital, Крис Шумвей из одноименного фонда Shumway Capital Partners и Тим Баракетт из Atticus Capital.
«Поправки Дода — Фрэнка со следующего года затруднят деятельность хедж-фондов.
При ужесточении надзора сложно оставаться гибким на волне хрупкого восстановления экономики. В итоге инвесторов станет еще меньше»,
— говорит об американских нововведениях начальник отдела аналитики ГК Forex club Андрей Диргин. «Сорос в свое время вскочил на волну роста американской экономики и влияния США. Созданное имя и ориентация в процессе позволили построить инвестиционную империю и показывать очень хорошую прибыльность, превышающую 30% в год, но сейчас эта волна прошла. Уход Айкана и Сороса только подтверждает их прозорливость и понимание ситуации», — соглашается начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. Едва ли управление чужими деньгами было критичной частью бизнеса и давало большую долю прибыли семейного фонда — доля средств сторонних инвесторов в фонде была невелика, основной задачей фонда было и остается управление семейными активами, продолжает управляющий активами УК «Агана» Иван Клыков. Уход Сороса едва ли отразится на финансовом рынке, едины во мнении эксперты.
«Даже если бы фонд полностью распродавал свой портфель на $25 млрд, влияние на рынок было бы минимальным.
Американский рынок очень ликвиден и способен поглотить такой объем. Кроме того, продажа бумаг вряд ли будет осуществляться одномоментно», — говорит Клыков. «Из-за ликвидации позиций фонда можно ожидать давления лишь на те бумаги, по которым у фонда были большие позиции. Среди них Aeroflex, Bluefly, Emdeon», — напоминает Диргин.