Минфин опубликовал основные направления налоговой политики до 2014 года. «Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы», — говорится в документе.
Достичь стабильности будет трудно в условиях дефицита федерального бюджета, отмечают в министерстве. Это возможно только при постепенном увеличении доходов, «не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть», в том числе налогов .
Первый пострадавший — «Газпром». Налог на добычу полезных ископаемых при добыче газа будет повышен со следующего года до 431 рубля за тысячу кубометров, с 2013 года — до 502 рублей, а с 2014-го — до 544 рублей.
На этот год ставки НДПИ на газ установлены в размере 237 рублей за 1000 кубометров. Минфин рассчитывает получить за счет этого 185 млрд рублей.
Акцизы на крепкий алкоголь и табак повышаются в разы. Пиво и вино также будут обложены повышенным налогом.
Ведомство Алексея Кудрина пока не видит возможности введения налога на недвижимость с 2012 года, говорится в основных направлениях. Об этом же сообщил во вторник статс-секретарь, замминистра финансов Сергей Шаталов.
«Я просто не представляю, как это можно сделать. Должна быть массовая оценка рыночной стоимости объектов недвижимости. Пока этого нет», — сказал Шаталов. Ранее власти не исключали введения налога на недвижимость (объединит налог на землю и налог на недвижимое имущество) с 2012 года. Ставка налога составит 0,1—0,3% рыночной стоимости объекта налогообложения.
Ставки обязательных страховых взносов снизятся. В 2012—2013 годы — с 34% до 30%, а для малого производственного и социального бизнеса и некоммерческих организаций — с 26% до 20%. Эти ставки в 2012 году будут взиматься с годовой зарплаты в 512 тыс. руб. (сейчас в 463 тыс). В результате выпадающие доходы составят около 400 млрд рублей.
Часть из них Минфин вернет за счет тех, кто зарабатывает за год больше 512 тысяч. Вводится ставка 10% от зарплат, превышающих 512 тысяч рублей, для всех налогоплательщиков и 7% для малого неторгового бизнеса. Это позволит снизить объем выпадающих доходов бюджета на 160 млрд рублей.
Эксперты с таким предложением не согласны. «Считаю спорной подобную практику льготирования налогообложения оплаты труда, поскольку льготы для одних компенсируются повышением нагрузки на других, в то время как объем потребляемых социальных услуг, в оплату которых и уплачиваются социальные взносы, не различается», — говорит Эдуард Кучеров.
В ближайшие три года Минфин продолжит практику стимулирования венчурного финансирования. С этой целью была установлена ставка налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в размере 0% от продажи акций высокотехнологичных российских компаний. Но выдвигается условие: необходимо владеть этими акциями на праве собственности более 5 лет. Минфин обещает разработать порядок, по которому акции компаний будут признаваться акциям высокотехнологичного сектора экономики.
В основных направлениях предлагается узаконить поэтапную отмену единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и перевод малого бизнеса с 2012 года на патентную систему. В Госдуме аналогичный законопроект принят в первом чтении. Выбирать между патентом и переходом к другим режимам налогообложения — основному или упрощенному — предприниматели смогут самостоятельно. За счет этого власти рассчитывают сделать сбор налогов более предсказуемым.
Ставка единого налога в настоящее время составляет 15% от величины вмененного дохода, ставка по патенту — 6%, уточняет адвокат МКА «Легис Групп» Владислав Кочерин. «Но не стоит забывать, что местные власти будут вправе увеличить ставку по патенту в два раза, кроме того, плата за патент производится до осуществления деятельности, а при ЕНВД — после ее осуществления», — говорит Кочерин.
Отдельную главу основных направлений Минфин посвятил уровню налоговой нагрузки на экономику. Минфин уверен, что совокупно налоги на протяжении последних шести лет «существенно снизилась» — с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.
Тенденцию на снижение налоговой нагрузки подтверждают и в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. «По нашим расчетам, налоговая нагрузка составила в прошлом году 30,7% ВВП, в 2005 году она была на уровне 35%», — говорит ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. По ее мнению, нагрузка снизилась в основном за счет антикризисных мер, принятых правительством. В 2009 году, на дне кризиса, налоги составляли 29% ВВП.
Теперь источником дополнительных поступлений в бюджетную систему Минфин считает совершенствование налогового администрирования. «Улучшение собираемости одного только НДС может дать бюджету до 0,5% ВВП», — говорит Пенухина. По ее мнению, Минфину необходимо стремиться хотя бы к среднеевропейскому уровню администрирования НДС — 88%. В Великобритании аналогичный налог взимается на 98%. Российский показатель 2010 года — 77%. В 2009 году этот показатель проваливался до 63%.
В сфере международного сотрудничества Минфин готовит новые соглашения об избежании двойного налогообложения.
В октябре 2010 года был подписан протокол к такому договору между Россией и Кипром. Это позволит российским налоговым органам получать информацию о реальных получателях доходов в виде дивидендов, процентов и роялти.
Завершены аналогичные переговоры с Латвией, Белоруссией, Люксембургом, Швейцарией, а также Китаем, продолжаются переговоры с Австрией, Казахстаном, Мальтой, Финляндией.
По мнению Виталия Иваненко, партнера BDO в России, Минфин считает главной задачей обеспечение налоговых доходов бюджета, а не создание стимулов для развития экономики.
«Минфин строго следует этой цели. Не удивительно, что в основных направлениях закладывается рост акцизов на алкоголь и табак, рост налога на добычу природного газа, сокращение специальных льготных режимов налогообложения и других налоговых льгот, рост налогов с недвижимости, принадлежащей физическим лицам», — говорит Иваненко. Нельзя сказать, что появились какие-либо сюрпризы. Ожидать значительных перемен в этой сфере в ближайшее время не стоит, резюмирует эксперт.