HSBC, крупнейший европейский банк со штаб-квартирой в Лондоне, решивший в апреле этого года свернуть российский розничный бизнес, договорился о его продаже американскому Citibank. Стоимость активов, входящих в сделку, оставляет 305,8 млн рублей, а передача будет завершена в третьем квартале 2011 года, говорится в сообщении HSBC. Теперь банк сосредоточится на корпоративном бизнесе.
HSBC пришел в Россию в 1996 году. Он в основном занимался инвестиционным бизнесом, но в 2007 году получил лицензию на работу со вкладами. В июне 2009 года банк объявил о запуске розничного бизнеса. «HSBC привержен России на долгосрочной основе. Мы считаем, что сегодня мы должны расти органически. Это наша стратегия», — оптимистично заявил предправления HSBC Стюарт Лоусон на пресс-конференции по поводу открытия первого московского отделения для частных клиентов.
Банкиры объяснили, почему решили запустить розницу именно в кризис. «Входить в розничный бизнес в России на падающем рынке легче, поскольку банк инвестирует меньше средств в рекламу, может нанять более квалифицированный персонал с меньшими издержками. Кроме того, конкуренция в этом направлении ослаблена», — говорил генеральный управляющий группы HSBC, руководитель департамента международного бизнеса банка Тони Мани. В 2008 году группа HSBC вложила в капитал российской дочерней структуры порядка $200 млн. На начало года в Москве работали четыре отделения HSBC, в Санкт-Петербурге — одно.
HSBC не первый иностранный банк, разочаровавшийся в деятельности на российском рынке: иностранные кредитные организации в целом теряют интерес к стране. Если с 2003-го по 2008 год доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале выросла с 5,2% до 28,5%, то к 1 апреля 2011 года она сократилась до 27,14%, говорится на сайте Центробанка.
За последний год Россию покинули как минимум десять иностранных банков. В феврале 2011 года российская «дочка» голландской Rabobank Groep NV (крупнейший международный игрок на рынке агрокредитов) Рабобанк вернул Банку России свою лицензию. По словам аналитиков, банк не выдержал конкуренции со стороны государственного Россельхозбанка, занимающего монопольное положение на рынке агрокредитов. В середине февраля британская банковская группа Barclays заявила о намерении продать российскую «дочку» до конца этого года. «В России мы решили сфокусировать наш бизнес на государственных организациях, больших корпорациях и международных компаниях и выйти из розничного бизнеса, где мы были неспособны конкурировать», — объяснял топ-менеджер Barclays Боб Даймонд.
В прошлом году американский Morgan Stanley продал Городской ипотечный банк банку «Восточный экспресс». В декабре испанский Santander продал свою «дочку» тому же «Восточному экспрессу». Ранее о намерении продать российские «дочки» заявили скандинавский Swedbank, бельгийская группа KBC.
Такую тенденцию аналитики связывают с тем, что иностранные банки не выдерживают конкуренции со стороны «давящих» госбанков, а также с тем, что многие начали развивать российские направления слишком поздно, когда рынок уже был переполнен. Есть и еще несколько причин, среди которых финансовые проблемы головных компаний, из-за чего они вынуждены закрывать наименее прибыльные сегменты бизнеса, и все еще негативная экономической ситуация в России. «К сожалению, инвестиционный климат в России не позволяет рассматривать страну как привлекательный инструмент для накопления или даже сбережения инвестиций, в том числе и иностранных», — объясняет эксперт BDO в России Евгения Чернобай.
«У Citibank в этом плане все нормально, — говорит заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. — Банк развивает розничный бизнес давно и успешно».
Citibank присутствует в России с 1993 года, с 2002 года обслуживает физических лиц. Розничная сеть включает более 50 отделений и 300 банкоматов. Кредиты Citibank розничным клиентам составляют более 30 млрд рублей, или 40% кредитного портфеля, займы Эйч-эс-би-си-банка розничным клиентам составляют менее 400 млн рублей, или 3% кредитного портфеля. «При этом у обоих банков похожая модель бизнеса», — объясняет Беленькая.