«Голосование о включении этого вопроса (об исключении НПФ «Норильский никель») в повестку дня собрания Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов состоится 19 мая», — рассказал «Газете.Ru» источник на рынке. Глава Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов от комментариев отказался. Официальный представитель НПФ «Норильский никель» Ирина Цытович сообщила, что не располагает информацией о возможном исключении фонда из НАПФ. «Ранее в фонде обсуждалась возможность самостоятельно выйти из ассоциации. Сейчас речь об этом не идет», — отметила она.
Вопрос об исключении НПФ «Норильский никель» возник в связи с распространением мошеннических схем по переводу из одного пенсионного фонда в другой средств накопительной части пенсии граждан без их ведома. В апреле текущего года сотни жителей Москвы неожиданно для себя получили уведомление из Пенсионного фонда о том, что их деньги переведены в частные фонды, в том числе в НПФ «Норильский никель».
В фондах говорят, что виноваты пенсионные агенты, которые заключают договоры с гражданами от имени фонда за комиссионное вознаграждение.
На сайте НПФ «Норильский никель» размещено официальное извинение перед пострадавшими. По итогам внутреннего расследования по фактам незаконных переводов пенсионных средств граждан в результате действий недобросовестных агентов уволены руководитель региональной сети фонда Дмитрий Хорт и руководитель дирекции по Центральному федеральному округу Татьяна Максимовская. В сообщении НПФ говорится, что они допустили «грубые нарушения в части контроля над деятельностью агентской сети».
Цытович говорит, что фонд тоже пострадал: средства 270 клиентов были переведены в другие НПФ по подложным заявлениям. «Это общая проблема рынка», — подчеркнула представитель НПФ «Норильский никель».
По данным ПФР, всего с начала года зарегистрировано 735 жалоб в регионах, порядка 150 находятся в исполнительной дирекции фонда. Количество звонков, поступивших в call-центр, составляет порядка 4,5 тысяч.
Официальный представитель ПФР Марита Нагога говорит, что сейчас трудно оценить масштаб проблемы: «В 2010 году было зарегистрировано 900 жалоб. Скорее всего, в этом году их будет больше».
Исключение фондов, задействованных в мошеннических схемах, из ассоциации не решит эту проблему, признают участники рынка. «НАПФ — общественная организация. Возникнут репутационные издержки, будет неприятно», — говорит о последствиях такого решения руководитель одного из НПФ.
В НАПФ считают, что мошеннических схем будет меньше, если ввести лицензии для агентов, которые заключают соглашения о переводе средств.
Агентов сложно привлечь к ответственности, так как людям не наносится материальный ущерб: средства застрахованных все равно остаются на их пенсионных счетах. По словам советника президента НАПФ по информационной политике Валерия Виноградова, в прошлом году было привлечено к уголовной ответственности семь агентов, из них лишь один получил реальный срок, так как уже ранее привлекался за использование аналогичных мошеннических схем на рынке страховых услуг. Сейчас ассоциация совместно с участниками рынка страхования прорабатывает механизм лицензирования, сообщил Виноградов.
«Возможно, агентов будет меньше, но им будет что терять», — одобряет предложение председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников. «Нужна также единая база недобросовестных агентов», — добавляет Цытович.
Также НАПФ предлагает определить допустимое количество неурегулированных жалоб клиентов, при превышении которого государственный фонд может разорвать с НПФ трансферагентское соглашение. Это соглашение наделяет НПФ правом собирать заявления от застрахованных в регионах и централизованно передавать их в ПФР. Фонды ежегодно заключают его с территориальными управлениями ПФР.
НАПФ считает, что таких жалоб не может быть более 0,1% от общего числа клиентов фонда (то есть одна жалоба на тысячу застрахованных). Также НАПФ предлагает сделать соглашение с ПФР централизованным и увеличить срок его действия до 3–5 лет.
«Это будет мотивировать НПФ на повышение ответственности. Если соглашение будет разорвано, его нельзя будет возобновить в течение трех-пяти лет, а не года», — говорит Виноградов.
Нагога говорит, что ПФР не может согласиться с нормированием количества неурегулированных жалоб. «Согласие означает одобрение квоты мошенничества. То есть жалоб может быть любое количество, но если их урегулировать, проблема будет решена?» — недоумевает она.
Среди других предложений НАПФ разрешение переводить пенсионные средства из фонда в фонд в течение месяца со дня подачи заявления, а не года, как сейчас. И делать это не чаще, чем раз в год.