«В Банк Москвы поступила информация о том, что некоторые бывшие топ-менеджеры банка и связанные с ними лица предпринимают попытки реализации активов, приобретенных за счет выданных Банком Москвы кредитов либо являющихся предметом залога по кредитам, ранее предоставленным Банком», — рассказал «Газете.Ru» источник в Банке Москвы.
«По нашей информации, это лица, связанные с бывшим топ-менеджментом банка. Активы связаны с теми … компаниями, которые создал Бородин», — подтверждает источник «Газеты.Ru», близкий к акционерам Банка Москвы.
Банк обращает внимание потенциальных покупателей на «недобросовестность подобных предложений».
«ВТБ как основной акционер Банка Москвы будет добиваться преследования в предусмотренном законом порядке покупателей активов, приобретенных за счет выданных Банком Москвы кредитов либо являющихся предметом залога по кредитам, ранее предоставленным этой кредитной организацией», — предупреждают в ВТБ.
Бывшие топ-менеджеры — это экс-глава и совладелец банка Андрей Бородин и его бывший первый заместитель Дмитрий Акулинин. Сейчас они находятся в Лондоне. Бородин возглавлял банк с момента его основания в 1995 году до апреля 2011 года, когда он и Акулинин были отстранены от должностей. В конце прошлого года после смены московского правительства о намерении купить БМ заявил госбанк ВТБ. В конце февраля 2011 года ВТБ вошел в состав акционеров московского банка, выкупив 46,48% акций БМ и блокпакет «Столичной страховой компании» (владеет 17,32% БМ) за 103 млрд рублей у городского правительства.
Таким образом, оценка всего банка составила 203 млрд рублей. Бородин, владевший на тот момент со своим советником Львом Алалуевым порядка 20% банка, заявил, что БМ стоит не менее 240–280 млрд рублей. После этого между ВТБ и Бородиным начался корпоративный конфликт, в процессе которого глава ВТБ Андрей Костин неоднократно заявлял о том, что банк активно кредитовал аффилированные с Бородиным структуры.
Костин публично сравнил Банк Москвы с криминальными банкротами — Межпромбанком, а также банками «Славянский» и ВЕФК, откуда собственники вывели активы.
25 марта Счетная палата обнародовала итоги проверки БМ за период 2009–2010 годов: у ведомства также возникли вопросы к качеству кредитного портфеля банка. Результаты были направлены в Следственный комитет России, который впоследствии объявил Бородина в розыск по подозрению в хищении 13 млрд руб. из московского бюджета. Исполняющим обязанности был назначен Михаил Кузовлев из ВТБ, который впоследствии возглавил банк.
В апреле стало известно, что Бородин и Алалуев продали свой пакет акций сыну экс-советника президента Виталию Юсуфову, взявшему на эти цели кредит в Банке Москвы на $1 млрд.
«Перераспределение активов Банка Москвы – это неизбежное следствие враждебного поглощения», — говорит начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий.
В числе аффилированных с Бородиным структур он называет Столичную страховую группу (включает в себя более 10 страховых компаний, в том числе МСК), лесопромышленную группу «Инвестлеспром» (в холдинг входит завод по производству фанеры в Кирове, на котором в прошлом году побывал президент Дмитрий Медведев), винно-водочные активы (КИН, Московский винно-водочный завод, «Колораш» в Молдавии, «Корнет» в Москве и т. д.), группа компаний в сельском хозяйстве «Терра-инвест», строительные активы («Спецстрой 2»), полиграфическое объединение «Печатники» и Тушинский машиностроительный завод. Осадчий прогнозиирует «национализацию предприятий в форме перехода к ВТБ».
Осведомленность или неосведомленность покупателя об обременении приобретенного имущества не имеет значения в российской юридической практике. «В этой ситуации покупатель лишь вправе потребовать компенсации понесенных убытков от продавца. Если найдет его», — говорит юрист адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Сергей Попов. По законодательству переход права собственности на имущество, обремененное залогом, не отменяет залога.
Независимому директору Банка Москвы, адвокату межотраслевой коллегии адвокатов Алексею Стерликову непонятно, каким образом можно реализовывать активы, находящиеся в залоге: «Все залоги (доли, акции, имущественные комплексы и т. д.) регистрируются спецорганами, и без согласия залогодержателя продать активы невозможно. Исключение составляет лишь движимое имущество, например автомобили».