Дмитрий Медведев принял решение вывести из советов директоров компаний с госучастием, «в конечном счете, всех членов правительства», сообщил президент на совещании по экономическим вопросам в пятницу.
Все федеральные чиновники покинут советы директоров госкомпаний, пообещал и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Таких организаций более тысячи, 950 из них планируется потом приватизировать, отметил вице-премьер.
Семнадцать из них уже известны: это компании, где в совете директоров присутствуют чиновники ранга вице-премьера или федерального министра. Они выйдут из советов до 1 июля. «Это наиболее сложные и важные акционерные общества, которые входят в список семнадцати, и по ним правительство работу уже начинает, и мы в срок до 1 июля эту работу закончим, — заверил Шувалов. —
До 1 октября нам предстоит осуществить замену служащих, замещающих государственные должности, в большом количестве акционерных обществ».
Тех, кто уйдет, заменят независимые директоры. «Нам нужно определиться, что же делать с заменой этих лиц в обществах, которые подлежат приватизации, стоит ли там до момента приватизации, если она реалистична, замещать этих лиц», — добавил первый вице-премьер.
На замену госчиновникам должны прийти «профессионалы, беспристрастные и некоррумпированные люди, имеющие авторитет, а не просто клерки», напутствовал правительство президент.
Где взять сразу тысячу таких кандидатов — президент тоже посоветовал: «Нам нужно обратить внимание на кадровые списки, у нас есть президентский кадровый резерв, есть партийный кадровый резерв».
Только в первом из этих резервов числятся 1000 человек. Там «полно молодых людей, толковых, современных, которые работают или в компаниях, или в муниципальных органах, органах власти субъектов», отметил Медведев: «Их можно было бы подтянуть, они набрались бы опыта, а в конечном счете такой опыт мог бы потом использоваться и при зачислении на госслужбу».
Уход чиновников из руководящих органов госкомпаний — одна из мер, предложенных президентом для улучшения инвестиционного климата в стране. Управление госкомпаниями теми же лицами, которые регулируют законодательство в этой же отрасли, вредит развитию конкурентного рынка, считает он.
«У чиновников, совмещавших должности, порой просто не было времени. Это в итоге влияло на результативность работы», — называет еще один плюс кадровых перемещений руководитель департамента госконсалтинга компании «Бизнес решение» Алексей Калинин. С точки зрения оперативного управления независимые поверенные будут более эффективными, соглашается управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. «Но с точки зрения стратегических решений я разницы пока не увидел», — говорит он. Так что, хотя такая замена и полезна, ожидания ее эффективности завышены.
Потенциальные инвесторы также настроены настороженно. Декларируемый выход чиновников из советов директоров более чем тысячи компаний поможет выздоровлению бизнеса с госучастием, но все-таки «резкий и популистский шаг», считает заместитель председателя Торговой палаты Гонконга и управляющий партнер Eurasia Capital Partners Сергей Мэн.
«Трудно предположить, что чиновник, который знает, когда его удалят из совета, не оставит после себя правильные кнопки, на которые будет пытаться нажимать»,
— поясняет он. Гораздо эффективнее, считает Мэн, стократный штраф за взятку. Тем не менее гонконгские стратегические инвесторы рассматривают возможность войти в крупные российские компании, уверен Мэн. «Мы готовим большую миссию в Россию. Россия более заинтересовывает инвесторов, чем в прошлом году. Видны определенные движения в сторону открытости и попытки борьбы с коррупцией», — рассказал «Газете.Ru» Мэн.
Но среди инвесторов есть и крайние скептики. «Слишком мало делается и много говорится.
Я не ожидаю, что эти шаги увеличат приток зарубежного капитала в Россию, так как инвесторы не видят ясности в политическом будущем на ближайший год», — говорит управляющий крупного инвестфонда.
В целом ситуация после выхода чиновников из госкопаний особо не изменится: пока у правительства есть большинство акций компаний, оно будет сохранять контроль в управлении, полагает директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Сейчас создается видимость ухода государства из бизнеса, но инструменты давления у него останутся, в том числе юридические, соглашается партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Лишь по мере приватизации этот контроль будет снижаться.