21 апреля состоится собрание совета акционеров Банка Москвы, в повестке которого назначение нового президента банка. Акционерам предложены на этот пост кандидатуры Андрея Бородина и Дмитрия Акулинина (президент банка Москвы и его первый заместитель, которые временно отстранены от должностей по ходатайству следствия), а также первого зампреда банка, ранее первого зампреда ВТБ Михаила Кузовлева. Сейчас он временно исполняет обязанности главы Банка Москвы, и ни у кого не возникает сомнений, что именно он станет его новым президентом. В среду Кузовлев уже пообещал, что у Банка Москвы до конца этого года появится новая стратегия развития.
Андрей Бородин, который возглавлял Банк Москвы с момента его основания в 1995 году, в среду заочно попрощался с коллективом.
«С 21 апреля у банка начнется новый этап развития… Период, когда мы как банковское учреждение потеряем свою самостоятельность, независимость и возможность развиваться так, как нам кажется это правильным», — сказал Бородин в своем прощальном видеообращении.
Бородин находится в розыске по статье «превышение должностных полномочий» по уголовному делу о мошенничестве со средствами из столичного бюджета. По данным следствия, банк выделил 12,76 млрд рублей в 2009 году в виде кредита ЗАО «Премьер Эстейт», которое потратило их в разгар финансового кризиса на выкуп земли на западе Москвы у структуры жены бывшего мэра Москвы Елены Батуриной. Полученные средства президент «Интеко» использовала для погашения банковских кредитов. С 25 марта Бородин находится в Лондоне.
<2>
12 апреля 2011 года на экстренном заседании совета директоров банка он был отстранен от должности, а исполняющим его обязанности назначили Кузовлева. «Данный шаг обусловлен тем, что Тверской суд Москвы принял решение об отстранении от должностей президента Банка Москвы и члена совета директоров банка Андрея Бородина, а также об отстранении от должностей его заместителя и члена совета директоров банка Дмитрия Акулинина», — говорилось в сообщении кредитной организации.
Незадолго до этого стало известно, что Бородин и Акулинин продали принадлежащие им порядка 20% акций столичного банка. Все это происходило на фоне ожесточенной борьбы за контроль над банком со стороны ВТБ, который в феврале приобрел долю в нем у столичного правительства.
Сегодня у Банка Москвы 6 основных акционеров: 46,48% принадлежит ВТБ, 19,91% формально значатся за Бородиным и Алалуевым, но фактически были проданы сыну бывшего советника президента страны Виталию Юсуфову; 17,32% находятся у Столичной страховой группы (блокпакет плюс одна акция принадлежат ВТБ, остальные – структурам Бородина), 3,88% формально значатся за Goldman Sachs, но фактически они куплены Сулейманом Керимовым («Нафта-Москва») в интересах ВТБ. 6,86% принадлежит ООО «Джи Си Эм», 4,51% — Plenium Invest Ltd. Кто является конечными бенефициарами этих компаний, «Газете.Ru» выяснить не удалось.
О том, что Кузовлев станет новым президентом Банка Москвы, глава ВТБ Андрей Костин сообщил еще 8 марта. «По нашим оценкам, свыше 70% акционеров проголосуют за кандидатуру Михаила Кузовлева. Законных препятствий для избрания Кузовлева нет», — объявил тогда Костин. «Но известна и более высокая цифра — 77%», — продолжает начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий. По его словам
«легче назвать тех, кто может проголосовать не за Кузовлева: это ССГ и Plenium Invest».
Пока окончательно не ясна позиция Юсуфова. Бородин утверждает, что он купил акции в интересах ВТБ, в госбанке это категорически отвергают. 11 апреля Юсуфов заявил, что не намерен перепродавать свой пакет и собирается выдвигать себя и еще одну кандидатуру в совет директоров банка.
«Назначение Кузовлева президентом Банка Москвы дает ВТБ контроль над его операционной деятельностью», — говорит аналитик «Тройки Диалог» Ольга Веселова.
В итоге все 100% акций Банка Москвы окажутся у ВТБ, не сомневается Осадчий. «ВТБ прославился своими поглощениями, — отмечает эксперт. —
Банк Москвы будет «рассосан» по соответствующим блокам: ВТБ 24, ВТБ Капитал. В итоге получится хороший синергетический эффект. Раньше ВТБ и Банк Москвы конкурировали, а теперь они в коалиции будут конкурировать почти на равных со Сбербанком».
Дальнейшее развитие Банка Москвы будет зависеть от грамотного интегрирования бизнеса столичного банка в бизнес ВТБ, уточняет Веселова.