На президиуме правительства в четверг обсуждалась тема совершенствования госзаказа в сфере здравоохранения. Концепция базового документа была утверждена. Поправки, касающиеся здравоохранения, как подчеркнула докладчик — глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, носят системный характер и будут относиться ко всем госзакупкам.
Законопроект, внесенный Минэкономразвития и спровоцировавший публичный конфликт с Федеральной антимонопольной службой, закрепляет спорные нормы, но предполагает их доработку.
В законопроекте о госзакупках прописан пакет мер, устанавливающих, по мнению министерства, персональную ответственность чиновника за размещение госзаказа.
Набиуллина сообщила, что по итогам обсуждения законопроекта на президиуме правительства министерству было поручено ко второму чтению законопроекта в Госдуме дополнительно обсудить возможность введения предквалификации участников торгов. Также было поручено проработать процедуру одностороннего расторжения контракта госзаказчиком.
ФАС до сих пор категорически не согласна с тем, чтобы чиновник с помощью «предварительной квалификации» допускал к торгам любых поставщиков по критерию репутации, и не даст согласия и на то, чтобы вместо аукциона чиновник договаривался о размещении госзаказа с «конкурентных переговоров».
«В противном случае вместо честных торгов чиновник будет размещать госзаказ за столом в ресторане вместе с потенциальным исполнителем госзаказа», — иронизируют в ФАС, называя предложения «коррупционными практиками».
Но расхождение перестало быть «идеологическим». «Предварительная квалификация потенциальных исполнителей госзаказа, например по линии научно-исследовательских работ, могла бы быть», — пояснял ранее «Газете.Ru» заместитель главы ФАС Андрей Цариковский.
По-прежнему антимонопольное ведомство не готово давать министерствам и возможность расторгать госконтракты в одностороннем порядке. ФАС поддерживают исполнители госзаказа. «Это даст повод чиновнику придраться, например, к тому, что трактор, который куплен по госзаказу, покрылся дорожной пылью, и передать госзаказ «своему» исполнителю», — негодует и руководитель Партнерства профессионалов госзаказа (объединяет 400 компаний) Екатерина Лезина.
По словам начальника управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаила Евраева, если принять предложенный МЭР вариант, то чиновник с помощью «предварительной квалификации» сможет произвольно отсекать поставщиков по критерию репутации.
В документе прописаны и согласованные позиции ведомств. В частности, предусмотрено введение начальной цены госконтрактов и определен открытый перечень источников информации для формирования этой цены. «Предложен следующий механизм работы: на уровне законодательства определяется обязанность заказчика обосновывать начальный уровень цены», — сообщила глава Минэкономразвития. Заказчик будет обязан публиковать на официальном сайте результаты такого обоснования.
Сейчас у заказчиков нет права требовать предоставления поставщиком гарантии на товары, а также учитывать расходы на эксплуатацию и на расходные материалы. Новый законопроект дает заказчикам такое право. Предусматриваются и дополнительные финансовые гарантии для участников торгов в размере от 5 до 10% от начальной цены контракта.
Еще одно нововведение — право правительства при исполнении контракта устанавливать преимущества для российских производителей товаров или услуг.
В законопроект также включена поправка, позволяющая правительству устанавливать особые условия госзакупок для технически сложной и инновационной продукции. Особые условия будут устанавливаться в рамках заседания правительства.
Поручение реформировать систему госзакупок дал правительству президент Дмитрий Медведев в ходе прошлогоднего послания Федеральному собранию. Президент раскритиковал действующий закон о госзакупках.
По его словам, сейчас нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и «откаты», составляют не менее 1 трлн рублей в год.
«Нам нужны внятные, прозрачные и эффективные правила действия в сфере проведения закупок. Это касается планирования обеспечения государственных нужд, обоснования начальных цен закупок, управления исполнением контрактов, мониторинга этих контрактов», — уточнил Медведев.
Новый вариант закона о госзакупках с учетом требований инновационного развития экономики Медведев поручал разработать до 1 апреля. Профильные ведомства несколько месяцев обсуждали два конкурирующих документа. МЭР предложило концепцию закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС), разработанную Высшей школой экономики. Другое профильное ведомство – Федеральная антимонопольная служба – настаивала на поправках в действующий 94-й закон о госзаказе.
В ФАС заявляют, что «полностью удовлетворены формулировками, принятыми на президиуме правительства». «Мы готовили текст поправок совместно с МЭР и Минздравсоцразвития. Возражений нет», — говорит Евраев.
Спорные положения законопроекта будут дорабатываться. По поводу идеи МЭР проработать предложение о введении предквалификации участников торгов в ФАС шутят, что «готовы обсуждать любые предложения, даже отмену красного сигнала светофора, но едва ли это целесообразно».