В среду Игорь Шувалов провел совещание по реформе госзаказа, пригласив руководителей заинтересованных ведомств — министра экономического развития Эльвиру Набиуллину и главу ФАС Игоря Артемьева. Каждое из ведомств предлагает свой вариант реформы. МЭР настаивает на принятии нового закона «О федеральной контрактной системе (ФКС)», ФАС предлагает усовершенствовать действующий 94-й закон о госзакупках.
Сблизить позиции на встрече не удалось. В секретариате Шувалова от комментариев отказались.
«Ведомства пока не согласовали свои позиции, ищут, как сделать систему госзаказа эффективной», — сообщил «Газете. Ru» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
По его данным, тема госзаказа может войти в повестку президиума правительства не раньше чем на следующей неделе.
Куратор законопроекта о ФКС, руководитель Департамента Минэкономразвития по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка Александр Пироженко также отказался комментировать итоги совещания.
«На совещании у Шувалова нам и Минэкономразвития порекомендовали найти совместный подход к реформе госзаказа, обратив особое внимание на регламентацию формирования первоначальной цены на товары и услуги по системе госзаказа», — сообщил начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев.
У правительства остается неделя для того, чтобы вынести решение по реформе законодательства. Новую редакцию закона о госзакупках президент Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам подготовить к 1 апреля. Поручение перенастроить систему госзакза было дано после того, как в октябре прошлого года руководитель контрольно-ревизионной службы Кремля Константин Чуйченко сообщил о масштабе практикующихся откатов в сфере госзакупок — $32,1 млрд.
Правительство не уложится в этот срок, предполагают участники рынка. Подходы двух ведомств прямо противоположны, и каждый имеет своих сторонников.
«Минэкономразвития предлагает не новую концепцию, а хочет вернуть нас к тому, что было до принятия в 2005 году закона о госзакупках: к откатам, произволу чиновников, к расторжению контрактов в одностороннем порядке, к переговорам по исполнению госзакза в ресторане», — говорит руководитель Партнерства профессионалов госзаказа (объединяет 400 юрлиц) Екатерина Лезина. «Разработчики законопроекта о контрактной системе ссылаются на США, но там право на госзаказ имеет чиновник, прошедший специальную проверку, имеющий сертификат, а у нас заказчиком от лица власти выступает любой руководитель», — недоумевает гендиректор ГУП «Агентство госзаказа Республики Татарстан» Яков Геллер.
По его мнению, концепция Минэкономразвития разрушит систему госзаказа, не предлагая взамен связной концепции. «Я вижу мотивы, почему они это делают: электронные аукционы отменяют практику затачивания госзаказа под «своего» поставщика, оттесняют малый бизнес от госзаказа», — подозревает Геллер.
Существующие процедуры госзакупок, опирающиеся на выбор заявки с минимальной ценой, позволяют побеждать в них поставщикам с низкой квалификацией, возражают сторонники подхода МЭР. «Федеральный закон № 94 больше латать нельзя. Пришло время перехода на контрактную систему», — поддержал позиции министерства глава СП Сергей Степашин.
«94-й закон не очень удачный, его надо совершенствовать, а параллельно, без спешки, вести работу над законом о контрактной системе», — предлагает вариант решения главы Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.