Закон «О федеральной контрактной системе» должен заменить действующий с 2005 года закон о госзакупках. Минэкономразвития, подготовившее концепцию нового документа, считает, что прежний привел к увеличению госзаказа, размещаемого на внеконкурсной основе. Это, по мнению МЭР, свидетельствует «об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правового регулирования в области государственных закупок».
Другой недостаток действующего закона в том, что существующие процедуры госзакупок позволяют побеждать в них поставщикам с низкой квалификацией, что приводит к поставкам некачественных товаров и услуг для госсектора, считают в министерстве. «Значение цены как критерия оценки конкурсных предложений в ряде случаев преувеличено», — указывают в Минэкономразвития.
Кроме того, по мнению экспертов МЭР, нынешний закон избыточно ограничивает варианты допустимых способов размещения госзаказа. Министерство предлагает, в частности, ввести электронный аукцион с предварительной квалификацией исполнителей заказа. В некоторых случаях вместо электронных торгов допускаются «конкурентные переговоры» госзаказчика с исполнителем.
Также, считают в МЭР, необходимо создать отдельный орган в системе исполнительной власти для осуществления госзакупок.
Ключевая мысль концепции МЭР состоит в том, что чиновник должен получить больше прав для управления процессом госзакупок. Это поможет снизить коррупцию. «При написании концепции мы исходили из презумпции добросовестности заказчика», — говорят ее авторы.
В ФАС с таким подходом категорически не согласны. Концепция потенциально коррупциогенна, убежден начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев. «Законопроект о контрактной системе, который предлагают Минэкономразвития и Высшая школа экономики, не разрушает, а усиливает коррупционные практики при осуществлении госзакупок. Чиновник получает полную свободу тратить бюджетные деньги», — говорит Евраев. По его словам,
если закон принять в таком виде, то чиновник с помощью «предварительной квалификации» сможет допускать любых поставщиков по критерию репутации, получит право проводить аукцион или, сидя в ресторане с подрядчиком, проводить «конкурентные переговоры» об исполнении заказа.
Евраев признает, что действующий закон о госзакупках несовершенен, но считает, что необходимо точечно его доработать, не сочиняя новый законопроект. «Нет смысла отменять действующую систему госзакупок. Создан единый портал госзакупок, процедура стала прозрачнее, по всей стране открыты пять электронных площадок для торгов, и теперь никто не сможет сказать бизнесу, что его заявка пропала или не дошла», — говорит Евраев.
Срок направления концепции законопроекта МЭР в правительство — до 1 апреля. Евраев убежден, что поправки ФАС поддержит Минфин. Но источник «Газеты.Ru» в Минфине не столь категоричен. «Можно отменить 94-й ФЗ «О госзакупках» через его имплементацию в бюджетную систему», — говорит источник.
Куратор законопроекта о контрактной системе, глава Департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко от комментариев отказался, пообещав, что позиция МЭР будет представлена в среду на «круглом столе» в Госдуме. Инициатор «круглого стола» — комитет по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума.
Эксперты согласны, что предпочтительнее было бы доработать действующий закон о госзакупках. По данным компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов), в 2003—2004 годах, до принятия закона о госзакупках, доля честных конкурсов (когда победитель не был известен заранее) в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1%.
Хотя и поправки ФАС к действующему закону далеки от идеала, признают эксперты. «ФАС России, предлагая изменения в 94-й ФЗ, преследует цель сделать закупки максимально прозрачными, предсказуемыми и свободными от коррупции. Но это вовсе не означает, что госзакупки станут эффективным механизмом реализации госзаказа», — говорит Алексей Калинин, руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес решения».
В армии США существует шутка: «Солдат, всегда помни: твое оружие и снаряжение сделано поставщиком, предложившим наименьшую цену», иронизирует Калинин.
Концепция Минэкономразвития основана как раз на идее более подробного описания «качественной» стороны закупок, введения различного рода инструментов подтверждения качества, в том числе предквалификации, реестров поставщиков, считает Калинин.
Но эффективное расходование бюджетных средств дают лишь прозрачные и открытые процедуры проведения конкурсов и аукционов, согласен с ФАС эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев. «До сих пор ситуация такова, что в большинстве случаев результаты и победители «конкурсов» известны заранее. Нужен постоянный мониторинг госзакупок, внедрение электронных процедур и разработка таких механизмов, при которых можно было бы устанавливать факты сговора», — говорит Клюев.