Российские чиновники и бизнесмены так и не определились, что будет локомотивом роста экономики (половина считает, что сырье; другая половина верит в высокие технологии), показал Красноярский экономический форум. По его итогам вице-премьер Алексей Кудрин даст правительству больше 30 поручений, касающихся инвестиционного климата, инноваций, энергетики, нефтегазового сектора, отношений между центром и регионами.
«Нам нужно и макроэкономику делать более устойчивой, и госуправление делать более качественным. После кризиса необходимо пересмотреть цели и задачи, будут уместны слова «перезагрузка» и «инвентаризация», — подчеркнул Кудрин.
И чиновники, и предприниматели признают проблемы инвестклимата и выходящую из-под контроля инфляцию. По словам Кудрина, с этими темами связана одна из возможностей роста экономики при ценах на нефть на уровне $70–90 за 1 баррель. «Рынок знает, что низкая инфляция в течение 10–15 лет означает и дешевые кредиты, и окупаемые проекты, и тарифы не будут расти», — перечислял министр, признав, что, в отличие от других стран БРИК, которые смогли поставить инфляцию под контроль, России это не удалось.
Кудрин подчеркнул, что и в этом году снизить инфляцию до 7% будет сложно: опасность в том, что правительство может потерять контроль над монетарными факторами инфляции. Ранее замминистра экономического развития Андрей Клепач заявлял, что инфляция может превысить прогнозный уровень и достичь 8%.
Бизнесменов больше интересовал инвестклимат. «Большей части инвесторов интересна Россия, потому что здесь большой потенциал, но целый ряд вопросов требует совершенствования», — сказал президент Американо-российского делового совета Эдвард Верона. «Здесь есть правовые препятствия. Я бы посоветовал принять на вооружение лучшие практики в области законодательства», — согласился вице-президент и управляющий партнер Institute for Business Value IBM Питер Корстен.
По мнению западных инвесторов, кроме борьбы с коррупцией и бюрократией правительство также должно пересмотреть законы о стратегических секторах, о недрах и доступе к минеральным ресурсам.
«Отсутствие регулирования приводит к зарегулированию. Иностранным инвесторам нужна ясность. Что нужно сделать, чтобы получить 10%, 25% или 50%», — согласился генеральный директор «Русала» Олег Дерипаска.
Необходимо совершенствовать и судебную систему, потребовали инвесторы. «Достаточно часто случается, когда принятая международная практика и законы отбрасываются в сторону и все принимается волевым решением. Портфельные инвесторы обеспокоены охраной прав миноритариев», — перечислял Верона. Еще одна проблема – изменения условий пребывания иностранных специалистов в России: теперь они должны регистрироваться по месту жительства, а не по месту работы. «Иностранцы не хотят быть нелегальными, но будут. Эта проблема показывает, что координация законодательства не работает совершенно», — добавил генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф.
Привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов чаще основана на сырьевых факторах роста, а не инновационных. С этим соглашались и российские бизнесмены. Отвечая на вопрос, «чем будет прирастать Россия», 52% участников форума назвали hi-tech, а 48% — сырье.
Генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Игорь Агамирзян пытался переубедить участников опроса, что именно инновации и инновационная инфраструктура необходимы России для вхождения в глобальную экономику. «То есть вы хотите сказать, что мы вошли не тем местом в глобальную экономику?» — переспросил вице-мэр Москвы по экономическим вопросам, бывший замминистра экономического развития Андрей Шаронов. «Наверное, не тем, ну или недостаточно тем», — оправдывался Агамирзян.
В ходе дискуссии выяснилось, что вошли тем местом. «Нам не надо стесняться нашего сырья», — сказал управляющий партнер московского офиса McKinsey & Company Ермолай Солженицын, добавив, что просто «вошли не в то место». Речь идет об азиатских странах: от них в Россию приходит менее 5% прямых иностранных инвестиций, а в торговом обороте Китай, Япония и Южная Корея занимают менее 10%. «Деньги можно найти, развивая отношения с Азией. Наша ориентация — на Восток. Можно долго мечтать и просить у Кудрина денег, но главное – на Восток», — подчеркнул и Дерипаска. «Базовый фактор роста – активное развитие стран азиатского региона, прежде всего Китая с его огромным спросом», — согласился генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский, добавив, что появление Кудрина на форуме синонимично словам «денег нет». «Мы имеем существенный крупный резерв как инвестиций, так и торговли с нашими партнерами из Азии», — согласился министр финансов.