«Сбербанк-инвестиции», дочерняя компания Сбербанка, купила долю в ООО «Центрстрой». Эта фирма владеет 100% акций «Мосметростроя» — генерального подрядчика строительства московского метрополитена.
«При принятии решения о приобретении актива учитывалась его инвестиционная привлекательность. Акции компании имеют значительный потенциал роста в среднесрочной перспективе», — говорится в сообщении Сбербанка. Сумму сделки и размер купленной доли банк не раскрывает.
«Речь не идет о том, что покупается контрольный или значимый пакет – речь идет о портфельных инвестициях с возможностью получения дохода от дальнейшей продажи актива профильному стратегическому инвестору», — пояснил «Газете.Ru» первый зампред правления Сбербанка Андрей Донских.
По словам Донских, горизонт инвестиций такого рода составляет «от года до трех лет, не более», а предполагаемая доходность — 15–20%.
В «Центрстрое» «Газете.Ru» сказали, что прокомментировать ситуацию не могут: «Руководство отсутствует и будет в конце следующей недели. Раньше комментарий никак получить не удастся». Связаться с ОАО «Мосметрострой» не удалось.
«Мосметрострой» был продан Росимуществом в рамках приватизации 23 декабря 2010 года. Покупателем выступила компания «Центрстрой». Сделка прошла по цене 7,56 млрд рублей при начальной цене 2,2 млрд рублей. От имени «Центрстроя» – победителя аукциона – торговался Александр Пейсахов из ЗАО «Управление метростроя». Это ЗАО принадлежит группе «Инфраструктура» Валерия Абрамсона. Чьи интересы тогда представлял покупатель актива, не разглашалось. Источник «Газеты.Ru» в московском девелопменте говорит, что «Центрстрой» действовал в интересах Валерия Абрамсона и структур, аффилированных с Владимиром Коганом, членом совета директоров «Мосметростроя».
«Абрамсон и Коган — партнеры по инфраструктурному бизнесу», — уточнил источник.
Компании, не допущенные к аукциону (группа Михаила Абызова Е4 и омский концерн «Мостовик»), оспорили законность продажи актива. Ранее арбитражный суд Москвы удовлетворил заявление НПО «Мостовик», запретив передавать 100% акций ОАО «Мосметрострой» в собственность ООО «Центрстрой». Решение принято в качестве обеспечительной меры.
Последние завершенные проекты «Мосметростроя» – станции «Мякинино», «Волоколамская» и «Митино» по Арбатско-Покровской ветке, а также «Достоевская», «Марьина Роща» и второй выход на «Цветном бульваре» по Люблинско-Дмитровской линии. Чистая прибыль предприятия за первые 9 месяцев 2010 года составила 498 млн рублей. Выручка за январь — сентябрь превысила 8 млрд рублей.
Более 10 лет строительной компанией управляет Георгий Штерн, проработавший в структурах спецстроительства около 40 лет. В совете директоров компании числятся директор департамента имущественных отношений Министерства экономического развития Алексей Уваров, бывший первый вице-мэр Москвы Юрий Росляк, директор по стратегическому планированию и развитию «Русских машин» Александр Филатов, завотделом социологии и экономики ИСПИ РАН Игорь Богданов и директор департамента капитальных вложений Министерства регионального развития Владимир Коган.
Сбербанк входит в капитал «Центрстроя» на фоне кадровых перестановок в московском метрополитене и претензий к бывшему руководству подземки из-за завышения строительных смет.
В частности, Счетная палата обвинила метрополитен в завышении расходов по сметам на строительство подземки. «С превышением на 225% средних показателей была построена станция «Кожуховская», что в два с лишним раза больше, чем обошлась самая дорогая станция», — констатировал председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских. При ремонте путей в московском метро, по его словам, выявлено завышение по зарплате в два раза — на 25 млн рублей.
На фоне публичных претензий со стороны контрольных органов Дмитрий Баранов, эксперт «Финама», ждет сокращения расходной части бюджета московского метро.
Сейчас годовой бюджет подземки составляет около $1 млрд. В руководстве метрополитена настаивали, что для обеспечения нормального темпа строительства метро необходимо не менее 40 млрд рублей в год. В ноябре московские власти заявляли, что намерены увеличить бюджет Московского метрополитена на будущий год более чем на 50%. И мэр Москвы Сергей Собянин поручил ускорить темпы строительства станций столичного метро и перейти к их проектированию на основании типовых проектов, а не индивидуальных.
По мнению директора УЦ «Финам» Ярослава Кабакова, «Центрстрой» заинтересован во вхождении Сбербанка в капитал. «Таким образом, компания может получить доступ к недорогим заемным ресурсам, а банк – возможность получения дохода от реализованных компанией дорогостоящих инфраструктурных проектов», — говорит он и добавляет, что Сбербанк «мог заинтересоваться не менее чем 25%-й долей в бизнесе «Центрстроя».