Минфин отказался от масштабной программы повышения налогов. «В будущем, я считаю, основные ставки налогов повышать не стоит», — заявил министр Алексей Кудрин в интервью телеканалу «Россия 24». Ранее в Минфине обещали поднять ставку налога на добавленную стоимость и многократно увеличить акцизы на алкоголь «в обозримом будущем».
В среду Алексей Кудрин заметил, что ранее у правительства была возможность увеличивать налоговую нагрузку «и власти это делали». «У нас налоговая нагрузка одна из самых низких в Европе, если убрать добычу нефти и газа, то уровень один из самых низких, и даже с учетом повышения страховых взносов (с 2011 года с 26% до 34%) он остается одним из самых низких в Европе», — отметил министр.
Но сейчас министр увидел резервы пополнения бюджета «не в повышении налогов, не в сокращении расходов, а в использовании тех же объемов ресурсов, но с большей эффективностью».
Кудрин напомнил, что Минфин разработал программу повышения эффективности бюджетных расходов. «Мы собираемся выполнять все те же государственные услуги меньшим числом чиновников, чье количество сократится на 20%», — пообещал он.
Власти будут активнее избавляться от посредников при осуществлении госзакупок. «Мы выявляем посредников, которые присваивают средства, ничего не вкладывая в этот товар, и выясняется, что стоимость оборудования, покупаемого для государственных нужд, могла бы быть на 20—30—50% ниже», — сказал он.
Прежде чем повышать эффективность госрасходов, надо определиться с тем, что «вообще государство должно делать, должно ли оно подменять частный бизнес», призвал министр. «Мы очень много в период кризиса вкладывали в частные предприятия. Поддержка «АвтоВАЗа», крупных компаний в области оборонного комплекса — пример того, что государство вкладывало в частный бизнес или в полугосударственные компании», — напомнил Кудрин. Он считает, что от этой практики надо уходить.
Заявление Кудрина противоречит программе, объявленной его заметсителем Сергеем Шаталовым неделей ранее. Бизнесу надо готовиться к очередному повышению налогов, в первую очередь НДС, говорил Шаталов в интервью Reuters. Бюджет на 2011—2013 годы, уже принятый Госдумой, не учитывает «многие расходы, которые уже анонсированы», намекал чиновник.
Речь идет о триллионных проектах: вслед за проведением саммита АТЭС в 2012 году, Олимпиадой в Сочи в 2014 году, строительством «Сколково» государство решило преобразовать милицию в полицию, модернизировать армию и провести чемпионат мира по футболу в 2018 году.
На АТЭС государство потратит 284 млрд рублей, на сколковский инноград в ближайшие три года — 85 млрд рублей, на проведение Олимпийских игр — около $15 млрд, на ЧМ — около $50 млрд, на модернизацию армии в течение десяти лет пойдут 22 трлн рублей.
Кроме того, следующий год предвыборный.
«То, что перед выборами бывают всякие «подарки», которые тоже стоят денег, — это совершенно очевидно», — говорил Шаталов. Сейчас ставка НДС составляет 18%. До кризиса власть и бизнес обсуждали возможность ее снижения до 12—13%. Эта идея вошла и в предвыборную программу президента Дмитрия Медведева. Но кризис помешал осуществлению планов. НДС приносит федеральному бюджету около 30% доходов. В прошлом году дефицит бюджета страны составил 2,3 трлн рублей, или 5,9% ВВП. В 2010-м дефицит бюджета, по последним оценкам Кудрина, сократится до 4,3% ВВП, но идея снижения НДС сменилась на противоположную.
Кудрин публично отказался от идеи повышения налогов в ближайшем будущем из-за недовольства бизнеса заменой ЕСН на страховые взносы и благодаря рекомендации президента, полагает партнер BDO в России Виталий Иваненко. Президент Дмитрий Медведев рекомендовал в следующем году установить льготную ставку страховых взносов, но исключение будет сделано только для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере производства и оказания социальных услуг. Для них страховые взносы сокращены с 26% до 18%. Этой льготой они смогут пользоваться в течение двух лет. Снижение страховых взносов для малого бизнеса сохранит ему за два года 170 млрд рублей, подсчитали в правительстве. «Но вряд ли это обещание Кудрину удастся продержать больше года», — скептичен Иваненко.
Налоги неизбежно придется повышать, согласен партнер компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «Никто же не отменит «стройки века» к саммиту АТЭС, ЧМ, Олимпиаде-2014», — говорит экономист. Он считает некорректным замечание о том, что налоговая нагрузка в России даже после повышения страховых взносов ниже, чем в развитых странах. «Сравнивать Россию не с развивающимися экономиками, а с развитыми некорректно, у них фискальная нагрузка может быть выше, но лучше инвестиционный климат, предсказуемее действия властей», — говорит Николаев.
Бизнес уверен, что повышение налоговой нагрузки обернется замедлением темпов роста ВВП и усилением сырьевой зависимости. А с образованием Единого таможенного пространства России, Казахстана и Белоруссии возникает риск, что часть российских компаний переместятся в Казахстан, где налоговая нагрузка ниже. Если в России ставка НДС пока еще составляет 18%, то в Казахстане — 12%, налог на прибыль в России — 20%, а в Казахстане — 15%. «Если вы повышаете налоги в России, вы будете их меньше собирать. Если власть хочет платить все проекты за счет бизнеса, то не получится. Эти карманы не бездонные», — возмущается председатель «Деловой России» Борис Титов.