Заявленный бюджет России на проведение чемпионата мира по футболу ― $641,3 млн ― проигрывал и английскому ($722,9 млн) и испано-португальскому ($675,6 млн) предложениям. Но страна обещала вложить самые большие деньги в подготовку к приезду болельщиков и команд. Россия готова выделить на обновление и строительство новых стадионов $3,82 млрд. Главный конкурент Великобритания согласна была потратить $2,54 млрд.
России не удастся сэкономить, предупреждают экономисты. «Я думаю, что реальные инвестиции будут на уровне $10 млрд», ― заметил Ованес Оганесян, стратег «Ренессанс капитала». Сразу после победы заявки России о готовности принять участие в финансировании заявила госкорпорация ВЭБ.
Инвесторы болели за Россию. После объявления о решении FIFA индекс РТС подскочил с 1637 пунктов до 1667,7 пункта.
Миллиарды на арене
Шансы российской заявки эксперты и букмекеры изначально оценивались невысоко. В техническом отчете FIFA перечислялся ряд минусов. В частности, назывались проблемы с инфраструктурой и отсутствием подходящих стадионов. В заявке России на проведение чемпионата значатся 14 стадионов. Из них лишь один, в Лужниках, соответствует стандартам, но требует обновления. Еще 13 ― в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Казани, Краснодаре, Сочи, Саранске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Московской области, Ярославле, Волгограде и Самаре ― необходимо построить.
По расчетам генерального директора Macon Realty Group Ильи Володько, примерная стоимость стадиона такого уровня ― от 4 до 5 млрд рублей. Строительство олимпийских объектов показало, что максимальная сумма, которая может пойти на такой объект, ― около 5,6 млрд рублей.
Исходя из российской заявки ($3,8 млрд на новые стадионы), в смету строительства заложено на $1,4 млрд больше максимальной оценки, которую сейчас дают участники рынка (порядка $2,4 млрд в пересчете на американские доллары).
Не хватает звезд
Очевидной проблемой станет приезд туристов в страну: в России ожидается примерно 3,5 млн болельщиков. Загрузка городов будет, по прогнозам, от 80 до 200 тысяч в зависимости от города.
Гостиниц катастрофически не хватает, видит коммерческий директор DVI Real Estate Алексей Харламов, ведь, «несмотря на большое количество задекларированных до кризиса проектов строительства гостиниц доступного уровня, проекты не реализованы».
Большая часть номерного фонда не соответствует международным стандартам, подтверждает директор Azimut Hotels Company Александр Гендельсман. По его оценке, для проведения чемпионата помимо реконструкции всех существующих гостиниц необходимо построить по 1―2 гостиницы 3* и по одной 4―5* в каждом городе. Смета строительства новых гостиниц сейчас укладывается в $2―2,5 тыс. долларов за кв. м, если «цены на земельные участки не будут завышаться», говорит Гендельсман.
«Напряглись и надорвались»
Еще сложнее, по мнению чиновников FIFA, проблемы транспортной сети. «Обширность страны и ее удаленность от других государств вместе с тем фактом, что линия скоростных железных дорог довольно ограничена и позволит к 2018 году соединить между собой лишь 6 городов из 13, могут оказать слишком большое давление на инфраструктуру воздушного транспорта. Это может привести к транспортным сложностям», ― заявлялось в отчете организации. Министерство финансов Германии (страна проводила чемпионат мира в 2006 году) только на обновление транспортной инфраструктуры с 2000-го по 2005 год потратило 3,7 млрд евро.
В России расходы будут в десятки раз больше, уверены отраслевые эксперты. Требуется строительство новых дорог, потребуются десятки миллиардов долларов.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов), видит, что государство берет на себя «завышенные обязательства». «Мне трудно представить, откуда можно взять десятки миллиардов долларов», ― замечает экономист, приводя в пример высокоскоростную магистраль от Москвы до Санкт Петербурга. «Это $30 млрд, и эта магистраль, как следует из обоснования, должна появится в 2017 году, как раз перед ЧМ. Есть и планы по строительству скоростных дорог до Казани и Екатеринбурга, и это тоже многие миллиарды. ЧМ как раз станет удобным поводом потребовать денег на строительство из бюджета», ― предупреждает Игорь Николаев. Он опасается, что крупные инфраструктурные проекты после завершения ЧМ окажутся невостребованными.
«Проведение Олимпиады-80 подорвало советскую экономику. Напряглись и надорвались. Возможно, непреодолимое желание увидеть сборную России по футболу в финале чемпионата мира стоит выше разумной обоснованности», ― скептичен экономист.
В половине указанных в заявке городов существующая инфраструктура способна принять туристов, спокоен руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Очевидно, что никаких проблем не возникнет у аэропортов Москвы, Сочи и Санкт-Петербурга», ― добавляет он. Большинство остальных аэропортов еще раньше планировали модернизацию.
Управляющий директор «Авианова» Эндрю Пайн уверяет, что авиакомпании способны обеспечить туристов доступными рейсами. «Но государству и российским аэропортам предстоит очень многое сделать. Необходимо улучшить систему аэронавигации, аэропорты должны повысить качество и скорость обслуживания. И если мы все хотим, чтобы тарифы были низкими, а качество высоким, с российских авиакомпаний следует снять многие из действующих сейчас ограничений», ― предупредил топ-менеджер.
Бизнес должен расти вместе с этим проектом, призывает глава «Деловой России» Борис Титов. «Учитывая опыт олимпийского строительства в Сочи, стоит переориентировать часть работы на малый и средний бизнес. Для реализации проекта потребуется стимулирование, поправки в налоговое и таможенное законодательство», ― уверен он.
Доходы и расходы
Чемпионат мира в России не окупится, инвестиции в строительство и транспортную сеть будут возвращаться десятилетиями, но они важны для страны, признают экономисты. «Синергетический эффект за восемь лет я бы оценил в районе 0,5―1% ВВП, на уровне $50―100 млрд. Надо учитывать даже такие факты: насколько это популяризирует футбол, что люди будут больше заниматься спортом, меньше будут болеть, что отразится на производительности труда», ― резюмирует Ованес Оганесян.
Главный экономист BNP Paribas по России и СНГ Юлия Цепляева ждет меньшего эффекта ― в пределах 0,3% ВВП.
Прямые доходы чемпионата стоимостью почти $4 млрд главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик оценивает на уровне «более $1 млрд». «Это прямые доходы от реализации прав телетрансляции, продажи рекламы и т. д. Помимо этого есть косвенные, которые оценить сложно, но они растянутся на десятилетия. Очень важны дивиденды, которые сейчас сложно оценить. Россия укрепит и улучшит свой имидж, в том числе как страны для туризма. Кроме этого на протяжении долгих лет страна будет иметь дивиденды от уже построенной инфраструктуры, особенно в регионах», ― объясняет он.
Профессор Kellogg School of Management, Northwestern University, США, Константин Сонин скептичен. «У нас все строят очень дорого и на проектах много разворовывается, ― говорит Сонин. ― Это не значит, что ЧМ ― это плохо, но рассчитывать на заработок глупо».
На этот счет помощник президента России Аркадий Дворкович оставил запись в Twitter: «Победаааааа!!!! Столько всего полезного сможем сделать для наших детей! И медицина, и дороги... И давайте без откатов!».