Центробанк изучает возможности по инвестированию международных резервов в новые валюты. «Мы недавно начали инвестировать в активы, номинированные в канадских долларах. Пока что объемы очень маленькие, но, возможно, есть потенциал по увеличению наших вложений. Мы пока не начали инвестировать в австралийский доллар, пока лишь рассматриваем возможность включить его в список валют для инвестирования резервов», — заявил первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев в интервью Bloomberg.
Об инвестировании в канадский доллар регулятор впервые заявил осенью прошлого года. Тогда Центробанк решил диверсифицировать валютную структуру резервов, чтобы сократить риски, связанные с колебаниями американского доллара. «Через несколько месяцев мы сможем говорить о более существенных объемах и каких-либо изменения в структуре (резервов)», — считает Улюкаев.
ЦБ присматривается и еще к нескольким валютам, но пока «скорее с теоретической точки зрения, нежели с практической», добавил первый зампред ЦБ.
Российские международные резервы третьи по величине в мире. По состоянию на 19 ноября, они составили $489,3 млрд. Максимального значения резервы достигли накануне финансового кризиса и военного конфликта с Грузией в Южной Осетии: 8 августа 2008 года они составили $598,1 млрд. Сегодня 47% международных резервов страны вложены в американский доллар, 41% — в евро, 10% — в британский фунт стерлингов, 2% — в японскую иену, также незначительная сумма хранится в швейцарских франках.
В течение 2005—2008 годов большинство центробанков разных стран сокращали свои долларовые резервы в пользу евро. «Теперь, когда евро штормит, пришла пора подумать и о других валютах»,
— объясняет начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка Игорь Шибанов. «Обесценивание доллара США на фоне программы количественного смягчения на $600 млрд и ослабление евро на фоне долговых проблем периферийных стран ЕС заставляют пересматривать ранее сформированный ЦБ валютный пакет в сторону сокращения дешевеющих активов», — соглашается руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов.
Диверсифицировать резервы регулятор решил через «сырьевые валюты». И канадский доллар, и австралийский укрепляются ввиду сохраняющихся высоких цен на нефть и черные металлы, отмечает партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура.
На сырьевые товары приходится около половины экспортных доходов Канады, и валюта страны с начала года подорожала к американскому доллару на 4,2%. Австралийский доллар, также привязанный к ценам на сырьевые товары, с начала года подорожал к доллару США на 9,6%.
«Поскольку ожидается, что вторая волна вливаний денег в экономику США приведет к росту цен на сырье, то разумно ожидать укрепления этих валют», — говорит начальник управления инвестиций ИФК «Солид» Михаил Королюк.
Кроме того, экономика и Канады, и Австралии находится в значительно более здоровой форме, чем США и Евросоюз, напоминает Кучура. Так, по итогам 2010 года рост канадского ВВП прогнозируется на уровне 4%, австралийского ВВП — на 3%. При этом дефицит бюджета Канады составит 2,1% ВВП, а бюджета Австралии — 3% ВВП. Привлекательности этим валютам добавляют и более высокие учетные ставки: если в США она составляет 0,25% годовых, то в Канаде — 1%, а в Австралии — 4,5% годовых.
Австралийский и канадский доллар — свободно конвертируемые валюты, а таких совсем немного. В пул валют стран Организации экономического сотрудничества и развития входят доллар США, евро, иена, швейцарский франк, фунт стерлингов, шведские, датские и норвежские кроны, австралийский, новозеландский и канадский доллары.