Ставка налога на добавленную стоимость для электронных образовательных книг в 2010 году может быть приравнена к ставкам НДС для печатных книг: 10% вместо 18%. Саму ставку налога для книгоиздателей можно снизить до 5%, а для детских книг — до 0%. Об этом сегодня на слушаниях в Госдуме заявил председатель Счетной палаты, президент Российского книжного союза (РКС) Сергей Степашин.
По данным книжного союза, «сегодня в издательском бизнесе имеет место отсутствие кредитных ресурсов, в книжной рознице налицо ценовой демпинг, сокращается число книжных магазинов, идет снижение покупательской активности. Впервые за последние три года наметилось падение совокупных тиражей». Параллельно растет интерес к электронным книгам.
Книжный союз предложил расширить перечень книг, связанных с образованием, наукой и культурой (облагаемых сейчас НДС в 10% вместо базовой ставки 18%) и внести в него издания на технических носителях. «Таким образом приравнять ставку НДС на аудио- и электронные книги, учебные, методические, справочные материалы, выполненные не на бумажных носителях, к ставкам НДС на печатную продукцию», — добавил глава Счетной палаты.
Льготную ставку НДС для книгоиздателей РКС предлагает снизить до 5%. Для детской литературы ставка НДС должна составлять 0%, убеждает Степашин, приводя в пример опыт европейских стран, где ставки держатся на уровне от 0 до 5%.
Степашин считает, что для издателей печатной продукции стоит применять льготы, которые применяются для СМИ, в частности, пониженные тарифы по отчислениям в социальные фонды в период 2011—2014 годы с переходом на общий тариф в 2015 году. По словам Степашина, письмо с таким предложением он уже направил главе Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой и получил поддержку.
По словам генерального директора издательства «Эксмо» Олега Новикова, объем книжного рынка в 2009 году снизился в денежном выражении на 10%, до 70 млрд рублей. Количество проданных книг уменьшилось по сравнению с предшествующим годом на 20%, по итогам года было продано порядка 500 млн экземпляров. Новиков надеется, что в текущем году рынок избежит падения в денежном выражении, но в натуральном может упасть еще на 10%.
Согласно маркетинговому исследованию RBC, в России стремительно растет рынок электронных книг, объем которого в 2009 году составил 3 млрд рублей.
Новую инициативу книжного союза партнер исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин оценивает позитивно, но сомневается, что она приведет к увеличению продаж детской литературы: «Стоимость детской книги настолько велика, что снижение на 5—10% проблему не решит».
Снижение налога на электронные книги, по его мнению, будет заметно для рынка. «Этот бизнес пока еще менее маржинален, чем печатный, и налоговое послабление подстегнет издательскую деятельность, расширится предложение», — прогнозирует Вирин. Директор по продажам интернет-магазина Ozon.ru Владимир Самаров видит, что «покупатель, особенно в сети, очень чувствителен к цене и быстро реагирует на изменения». «Такая инициатива может позволить магазинам увеличить продажи, а конечным пользователям — сэкономить при покупке», — радуется он.