Исполнительный директор германской авиакомпании Lufthansa Кристоф Франц в понедельник, 1 ноября, прилетает в Россию. Топ-менеджер прибывает в составе делегации в рамках визита в Москву министра иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле, говорит источник в дипломатическом корпусе. В российском офисе Lufthansa подтвердили информацию о планах исполнительного директора авиакомпании, но отказались объявить повестку дня. Запрос в германский пресс-офис остался без ответа.
По словам источника, в ходе визита запланирована встреча Франца с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым. Одна из тем консультаций — система выплат транссибирских платежей.
Переговоры пройдут на фоне обострения отношений между ЕС и Россией в вопросах организации авиасообщения. В четверг Еврокомиссия начинает официальное расследование в отношении Франции, Германии, Австрии и Финляндии. Поводом стали двусторонние соглашения этих стран с Россией в сфере авиационного сообщения. В Евросоюзе не исключают возбуждения дел в отношении 23 других стран-членов, имеющих схожие соглашения, называя двусторонние договоренности национальных авиационных властей «подозрительными» с точки зрения антимонопольного законодательства Европы.
Претензии антимонопольных органов ЕС касаются порядка выплаты роялти «Аэрофлоту». Эта государственная авиакомпания выступает агентом по сбору транссибирских платежей, которые иностранные перевозчики платят за пролет над территорией Сибири. Объем платежей колеблется в пределах $400—500 млн.
Около $300 млн получает «Аэрофлот», остаток направляется в бюджет, в частности, на финансирование модернизации систем аэронавигации.
Транссибирские платежи и их неравномерное распределение по иностранным авиакомпаниям давно вызывают недовольство Евросоюза. Переговоры по трансформации действующей системы выплат идут более 8 лет. Официальная Москва настаивает на том, что выплаты за транссибирские пролеты — это возмещение упущенной коммерческой выгоды от беспосадочных полетов из Европы в Юго-Восточную Азию, а также плата за качественное аэронавигационное обслуживание.
В ЕС считают роялти прямой субсидией «Аэрофлоту», отмечая, что расходы на аэронавигацию и размер роялти несопоставимы. Вопрос отмены транссибирских платежей в процессе переговоров координировался с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Обязательства по реформе системы выплат Москва приняла в 2003 году, когда с ЕС был подписан предварительный протокол о присоединении к ВТО.
Предварительный план реформы предусматривал отмену роялти для авиакомпаний, не совершающих посадки в Москве, а с 2014 года за полеты над Россией западные авиакомпании должны будут платить аэронавигационные сборы и коммерческие платежи не только «Аэрофлоту», но и другим авиакомпаниям. Но реализация соглашения не началась.
Источник в российском Минтрансе сказал «Газете.Ru», что «с чиновниками Евросоюза есть предварительная договоренность о том, что система выплат роялти начнет модернизироваться с конца 2013 года». И именно тогда, по его словам, можно будет «публично озвучить четкий план действий».
По мнению комиссаров ЕС, практика двусторонних соглашений между странами Европы и Россией в интересах национальных авиаперевозчиков особенно очевидно вступает в противоречие с европейскими нормами в рамках слияний и поглощений на авиационном рынке. Еврокомиссары приводят в пример приобретение германской Lufthansa австрийской авиакомпании Austrian Airlines. По итогам сделки Минтранс России инициировал проверку и поставил вопрос об ограничении полетов австрийского перевозчика. Чиновники пришли к выводу, что смена собственника вывела Austrian Airlines из-под действия российско-австрийского межправительственного соглашения.
Но, согласно европейским законам, национальные авиаперевозчики стран ЕС должны иметь «наднациональный» статус.
«Мы просили австрийцев предоставить документы, что преимущественное право владения авиакомпании принадлежит им, — говорит чиновник Минстранса. — Но документы до сих пор не предоставлены. Контроль над авиакомпанией у немцев. А в межправосоглашении написано, что летать должны национальные авиакомпании. Сейчас австрийская компания летает по временному разрешению, которое обновляется каждые 3 месяца».
«Еврокомиссия убеждена, что соглашения в сфере транспорта должны предусматривать равные условия для авиакомпаний ЕС и соответствовать требованиям антимонопольного законодательства. Сейчас некоторые авиакомпании находятся в более сложной ситуации, чем их прямые конкуренты. Они вынуждены платить необоснованные сборы, которые в итоге переносятся на пассажиров», — констатирует Сийм Калласс, еврокомиссар по транспорту.
Жесткая позиция официального Брюсселя обеспечит авиакомпаниям всех стран ЕС равные условия при осуществлении полетов над территорией России и позволит заключить новые соглашения, надеются чиновники Еврокомиссии. Они не скрывают, что конечная цель расследования — изменить тарифы оплаты за пролет над Россией и, возможно, подписать общеевропейское соглашение с Москвой.
Роман Гусаров, редактор отраслевого портала «Авиа.Ru», считает, что даже при условии выплат роялти зарубежные авиакомпании получают выгоду, летая по транссибирским маршрутам. Сокращая длину маршрутов, авиакомпании существенно экономят. «Евросоюз не вправе влиять на двусторонние межправсоглашения России с другими странами. Требования ЕС были бы справедливы, если бы Россия вступила в ВТО и присоединилась к договору «отрытое небо». Тогда полеты осуществлялись бы свободно и институт межправсоглашений, по логике, должен исчезнуть», — замечает он.
Вступление России в ВТО ускорит процесс отказа от двусторонних соглашений. «Российским авиакомпаниям первое время придется тяжело, они окажутся в конкурентных условиях. На сегодня экономически эффективных по мировым меркам авиакомпаний у нас мало», — сетует Роман Гусаров.