Французский сенат в пятницу принял проект пенсионной реформы, согласно которому пенсионный возраст повышается с 60 до 62 лет, а также продлевается рабочий стаж, необходимый для получения пенсии в полном объеме (с 40 с половиной лет до 41 года и 3 месяцев). Результаты голосования объявил вице-спикер верхней палаты французского парламента Бернар Фрима. Из 339 присутствующих сенаторов 177 поддержали реформу, 153 высказались против. Всего в голосовании участвовали 339 сенаторов. Дебаты продолжались почти 6 суток и стали самыими продолжительными с 1986 года, когда обсуждался проект приватизации телеканала TF1.
Теперь два варианта проекта реформы, которые поддержали национальное собрание (нижняя палата парламента) и сенат, должна свести воедино межпарламентская комиссия. Она начнет заседать в понедельник, Окончательное голосование по закону состоится в среду, 27 октября. После чего его подпишет президент Николя Саркози. Выступая в сенате, министр труда Франции Эрик Верт отметил, что в будущем противники реформы еще поблагодарят президента и правительство за предпринятые меры.
Накануне для ускорения принятия закона правительство потребовало, чтобы верхняя палата проголосовала по документу в целом, не рассматривая каждую поправку в отдельности. Это незамедлительно спровоцировало выступление оппозиции, которая
обвинила Саркози в проведении «политики постоянного государственного переворота». Забастовщики требуют от властей отказаться от пенсионной реформы.
С 12 октября в нескольких отраслях французской экономики началась бессрочная забастовка. В городах ежедневно проводятся манифестации, переходящие в погромы. По данным профсоюзов, в последние дни на демонстрации вышли до 3,5 миллионов человек. Из-за блокады десятка НПЗ и топливных складов треть Франции столкнулась с дефицитом топлива: его нет на 20% заправочных станций. Объем импорта топлива достиг рекордного значения. Опираясь на массовую поддержку населения, профсоюзы назначили даты будущих общенациональных дней протеста — в четверг, 28 октября, и в субботу, 6 ноября.
Причиной, толкнувшей правительство на непопулярные меры, стали серьезные экономические проблемы: в текущем году дефицит бюджета Франции может достигнуть 7,7% от ВВП, госдолг Франции преодолел отметку в 80% ВВП. Это делает финансовую систему страны крайне уязвимой и снижает доверие инвесторов к экономике страны. Кроме того, уровень дефицита бюджета и госдолга далеко выходит за рамки границ, установленных правилами Еврозоны (долг не должен превышать 60% от ВВП, а дефицит бюджета – 3% от ВВП).
Повышение пенсионного возраста вместе с сокращением на 30 тысяч человек работников госсектора и отказом от ряда налоговых льгот должно помочь сократить дефицит бюджета к 2013 году до 3% ВВП.
Несмотря на сотрясающие Францию волнения, эксперты считают, что закон все же будет принят. «Это объективная необходимость. Усугубляет ситуацию тот факт, что французские банки держат большие объемы долга таких стран, как Греция, а это дополнительный риск: в случае негативного развития ситуации финансовая система Франции будет очень стремительно разрушаться», – говорит начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин
По прогнозам главного экономиста Deutsche Bank в России Ярослава Лисоволика,
такой шаг Франции сподвигнет и другие страны пересмотреть свои пенсионные программы в сторону увеличения пенсионного возраста. В Германии он недавно был передвинут с 65 до 67 лет.
Предложения о более позднем выходе на пенсию недавно прозвучали и в России. Однако повышение пенсионного возраста в европейских странах базируется на продолжительности жизни, которая в той же Франции составляет 81 год, а в России не дотягивает и до 70 лет. «России нужно серьёзно менять пенсионную систему. В перспективе пенсионный возраст будет расти, но только в очень долгосрочной перспективе. Выход на пенсию в 62 года француза и в 62 россиянина – это две огромные разницы, не понимать этого нельзя, – напоминает Сусин. – Слишком высокий порог дискредитирует пенсионную систему и вообще снижает её значимость для россиян, а это вымывает ресурсы и долгосрочно приводит к дефициту средств в пенсионных фондах».