США нашли радикальный способ установить гармонию в мировой торговле и прекратить валютные войны. Страны G20 должны держать торговые разрывы на определенном уровне, цитирует предложение министра финансов США Тимоти Гайтнера на встрече министров финансов стран «двадцатки» Bloomberg News. Дефицит или профицит счета текущих операций не должен превышать 4% ВВП, подтвердил министр финансов Японии Йосихико Нода.
Для этого страны с традиционно высоким профицитом текущего счета должны проводить такую структурную, налоговую и валютную политику, чтобы стимулировать не экспорт, а внутреннее потребление, считает Гайтнер. Речь идет, прежде всего, о Китае, Германии и Японии. А страны с традиционным торговым дефицитом должны вводить меры по экономии и стимулированию экспорта. Так, профицит баланса Китая составляет 4,7% ВВП, тогда как дефицит американского баланса — 3,3% ВВП.
Инициатива американцев вызвала раскол между странами. «Установка количественных ориентиров нереальна», — считает Йосихико Нода. Министр экономики Германии Райнер Брюдерле назвал такой подход «командной экономикой», а министр финансов Индии Пранаб Мукерджи заявил, что все это будет трудно подсчитать.
Впрочем, нашлись и сторонники американской идеи. В интервью Bloomberg Television министр финансов Канады Джим Флаэрти сказал, что предложение Гайтнера – это «шаг в верном направлении», а министр финансов Австралии Уэйн Свон назвал его «конструктивным».
Гайтнер также призвал своих коллег не увеличивать конкурентоспособность национальных экономик, девальвируя валюту или же мешая ее укреплению. Так, Бразилия уже ввела меры, затрудняющие валютные операции, чтобы ограничить приток спекулятивных денег из США и Европы и сохранить конкурентоспособность с Китаем. Это беспокоит политиков и инвесторов: девальвация валют и ответные протекционистские меры могут сорвать и без того хрупкое восстановление мировой экономики.
«Если мы не сможем достичь согласия или же отложим его на будущее, то мировая экономика столкнется с серьезным кризисом, и это будет нервировать людей», — сказал президент Южной Кореи Ли Мен Бак. Он даже пригрозил министрам финансов и главам Центробанков G20, что «может остановить все автобусы, поезда или самолеты на их обратном пути домой», если они не договорятся.
Эксперты считают, что не договорятся. Предложение Гайтнера вызывает много вопросов, считает бывший сотрудник министерства финансов США Тим Адамс. Это напоминает ситуацию с Евросоюзом, где Маастрихтские соглашения устанавливают лимиты для бюджетных дефицитов (не более 3% ВВП) и для госдолга (не более 60% ВВП). Уже многие страны нарушили эти показатели, напоминает Адамс. «При этом Маастрихтские соглашения необходимо выполнять в одностороннем порядке, а дефицит или профицит счета текущих операций – это решение не одной, а нескольких стран.
Торговля – это дело рыночное, и никакие ограничения здесь ввести невозможно»,
— считает ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев. Будет общая декларация о намерениях, не более того, прогнозирует результаты диалога участников встречи G20 главный экономист «ВТБ Капитал» Алексей Моисеев. Хотя способность стран «двадцатки» выполнять свои обещания также вызывает сомнение. Так, согласно Global Trade Alert, регулярные обещания избегать протекционизма не остановили ведущие страны от введения четырех сотен мер, которые ударили по их торговым партнерам.