Правительство предлагает продлить приостановление действия нормы об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета до 1 января 2014 года. Соответствующая поправка в Бюджетное законодательство была внесена в Госдуму. Как говорится в пояснительной записке, это связано с тем, что в 2011—2013 годах не предполагается формирования нефтегазового трансферта и зачисления доходов от нефти в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Согласно Бюджетному кодексу, нефтегазовые доходы федерального бюджета (к ним относятся НДПИ на углеводородное сырье, экспортные пошлины на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ) используются для нефтегазового трансферта, то есть для финансирования расходов бюджета, а также для формирования Резервного фонда и ФНБ. Однако в конце 2009 года в связи с кризисом и высоким бюджетным дефицитом было принято решение приостановить действие этого пункта до 1 января 2013 года. Теперь все нефтегазовые доходы, оставшиеся после формирования нефтегазового трансферта, перечисляются сначала в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а оттуда обратно в бюджет.
В 2011—2013 годах при ценах на нефть $75, $78 и $79 за баррель соответственно ожидаемый объем нефтегазовых доходов, по прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), составит порядка 7,5—8% ВВП в год — в зависимости от курсовой политики.
До 1 января 2014 года правительство также предлагает продлить норму, согласно которой государство может без внесения изменений в закон о федеральном бюджете использовать средства Резервного фонда и других остатков бюджета для обеспечения сбалансированности казны и снижения заимствований. «Предлагаемые поправки в бюджетный кодекс, по крайней мере в рамках рассматриваемого умеренно-консервативного прогноза, не приведут к дополнительным доходам бюджета, но упростят бюджетный процесс, сократив путь следования для нефтегазовых доходов. Мы просто меньшее количество раз перекладываем деньги из одной «корзинки» в другую», — считает эксперт ЦМАКП Елена Пенухина.
За 5 лет около $50 млрд государство надеется получить благодаря масштабной приватизации.
«Мы говорим, что 5 лет будем иметь программу приватизации, равную примерно $10 млрд доходов от продажи пакетов в год»,
— сказал министр финансов Алексей Кудрин на саммите Reuters. В конце июля Минфин внес в правительство план приватизации на 2011—2013 годы на $30 млрд, в который вошли госпакеты акций «Транснефти», «Роснефти», РЖД, Сбербанка, ВТБ, ФСК ЕЭС, «Русгидро», АИЖК, Россельхозбанка, Совкомфлота. Позже министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что в планах приватизации на 2011 год не будет «естественных монополий и предприятий ОПК».
Однако перспектива приватизации обрадовала не всех. Так, в начале сентября глава «Транснефти» Николай Токарев попросил правительство исключить его компанию из списка приватизации: «Это самое ужасное для «Транснефти», что могло бы случиться».
«Главное, чтобы хотело государство. Я не думаю, что мнение отдельных менеджеров изменит позицию правительства и государства»,
— парировал Кудрин, добавив, что правительство дополнило список приватизируемых предприятий. Ближе всего к приватизации подошел ВТБ: покупка 10% акций уже обсуждается с группой инвесторов в главе с американским инвестфондом TPG.
Изменения связаны не только с желанием властей сократить дефицит бюджета, но и с завышенными социальными обязательствами накануне выборов 2011—2012 годов. Так, бюджетная комиссия сегодня одобрила методику распределения бюджетных дотаций, согласно которой разница между самыми низкообеспеченными и высокообеспеченными регионами в 2011—2013 годах сократится до 2,5 раз с нынешних 6.
«Мы находимся в предвыборном состоянии, когда есть давление на расходы в сторону их увеличения. Я считаю, что дальнейшее увеличение расходов нельзя осуществлять, тем не менее мы понимаем, что, находясь в этом периоде, есть желание какие-то вопросы социального характера еще решить»,
— рассудил Кудрин. Глава Минфина, выступающий за жесткую бюджетную политику, добавил, что увеличение госрасходов является одним из основных рисков для бюджета наравне с ограниченностью источников его финансирования. Дефицит бюджета, согласно последним прогнозам, в 2011 году составит 3,6% ВВП, в 2012 году — 3,1% ВВП, в 2013 году — 2,9% ВВП, а к 2015 году правительство надеется получить бездефицитный бюджет.
Увеличение расходов казны может обернуться ростом инфляции и замедлением экономического роста, предупреждают эксперты. «Дополнительный рост госрасходов, приведет к формированию избыточного спроса в экономике, ее перегреву и росту инфляционного давления. Для сохранения макроэкономической стабильности Центробанку придется повышать процентные ставки, тем самым уменьшая объем частных расходов, которые более эффективны», — перечисляет руководитель аналитического департамента по России и СНГ инвестбанка Credit Agricole Максим Орешкин. По словам эксперта, для покрытия дефицита бюджета России придется активно занимать, что едва ли скажется позитивно на финансировании частных инвестиций.