Экономический суд СНГ, рассматривавший иск правительства Белоруссии к России о неправомерности взимания экспортных пошлин на нефтепродукты, дал сторонам ровно месяц, чтобы во внесудебном порядке разрешить спор. Таким образом, судьи удовлетворили ходатайство Москвы, предложившей разрешить дело миром.
«За месяц стороны могут изыскать возможности и согласовать механизм внесудебного спора», — пояснил по итогам заседания пресс-секретарь Экономического суда СНГ Владимир Винник. По словам замминистра юстиции России Василия Лихачева,
действующая законодательная база как двух государств, так и стран СНГ, и ЕврАзЭС позволяет «найти развязки внесудебного урегулирования спора».
Конфликт между Москвой и Минском разгорелся в начале этого года, когда были введены пошлины на продукты переработки нефти, в том числе и нефтехимическое сырье, поставляемые из России в Белоруссии. В конце марта министерство юстиции Белоруссии обратилось в Экономический суд СНГ. В исковом заявлении говорилось, что по заключенным российско-белорусским договорам (межправительственному соглашению о свободной торговли от 13 ноября 1992 года и протоколу о введении режима свободной торговли между Белоруссией и Россией от 6 января 1995 года) стороны не применяют пошлины во взаимной торговле. Единственным исключением из режима беспошлинной торговли является сырая нефть, часть которой облагается экспортной пошлиной в соответствии со специальным двусторонним соглашением.
Весной прошли два заседания Экономического суда, где уточнялись технические моменты, из-за чего минюст Белоруссии заявил о «безосновательном затягивании судебного процесса». Проблема была в том, что Минск не смог предоставить сведения о сумме ущерба, которая несет белорусская экономика из-за взимания пошлин. Накануне суда, 6 сентября, министр юстиции Белоруссии Виктор Голованов рассказал:
только за первое полугодие прямой ущерб белорусских предприятий от взимаемых Россией пошлин составил около $7 млн.
Страдает не только нефтяная, но и медицинская, транспортная и металлургическая отрасли промышленности, значительные экономические потери несут более 70 предприятий, как белорусских, так и российских.
Уже перед началом судебных слушаний 7 сентября белорусская сторона в ответ на ходатайство России о внесудебном урегулировании конфликта обратилась с ходатайством, в котором просила ввести временный запрет на взимание пошлин в рамках рассматриваемого судом иска. Однако судьи постановили: ходатайство российской стороны удовлетворить, а белорусской — отклонить. «Белорусская сторона действительно имела на руках все юридические козыри и рассчитывала на безусловную победу.
Решение Экономического суда СНГ не имеет обязательной силы, но Минск использовал бы его на 200% в пропаганде — как внутренней, так и внешней. Однако Россия, предложив компромисс, лишила белорусское руководство столь важного аргумента. Причем ничего, кроме обещаний, не дав взамен»,
— говорит аналитик Виктор Демидов. «Когда Белоруссия подписывалась на Таможенный союз, Лукашенко надеялся, что не будет таможенных пошлин на нефть, но этого не получилось. Споры продолжаются, и, по моему мнению, это свидетельствует о том, что Кремль и Путин решили, что Лукашенко должен уйти», — считает политический обозреватель Роман Яковлевский.
Следующее заседание по данному иску назначено на 7 октября. Если за месяц Россия и Белоруссия договорятся о компромиссе, то следующее заседание, собственно, сведется к оглашению этого компромисса. «Лукашенко неоднократно предлагал Кремлю с 1 января 2011 года отменить пошлину на нефть, поставляемую в Белоруссию, чтобы вплотную подойти к полноформатному созданию Таможенного союза. Однако пока это предложение остается без ответа, и сегодня нет оснований полагать, что условия могут быть пересмотрены.
Россия поставляет в Белоруссию часть нефти без взимания пошлин и даже сегодняшние условия считает льготными для Белоруссии»,
— говорит старший эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. Согласно договоренностям, заключенным в начале года, в 2010 году Россия должна поставить в Белоруссию 6,3 млн тонн беспошлинной нефти и еще около 15 млн тонн с учетом экспортной пошлины.
Впрочем, Москва готова рассмотреть вопрос об увеличении до 1 октября 2010 года квоты беспошлинной нефти, поставляемой в Белоруссию. «Протокол действует, судя по той информации, которую мы имеем, белорусская сторона довольна состоянием дел в нефтяной отрасли. Будут проявляться белорусской стороной пожелания по уточнению баланса до 1 октября — будет совместно рассматриваться вопрос», — пояснил посол России в Белоруссии Александр Суриков, добавив, что пока белорусская сторона не выходила с такими просьбами.