Количество безработных в мире достигло исторического максимума, говорится в совместном докладе Международной организации труда (МОТ) и Международного валютного фонда (МВФ). Доклад подготовлен к конференции, которая пройдет 13 сентября в Осло и займется поиском путей устойчивого подъема мировой экономики и прироста занятости после глобального экономического кризиса. «Великая рецессия оставила болезненное наследие в форме безработицы, — признаёт директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, — и эта напасть угрожает источникам существования, безопасности и достоинству миллионов людей во всем мире. Международное сообщество должно ответить на этот вызов».
По оценкам МОТ, во всем мире с 2007 года, когда начался кризис, работы лишились более 34 млн человек, и практически нет признаков скорого снижения безработицы.
«Сейчас мы наблюдаем признаки неуверенного подъема, но для миллионов людей и предприятий во всем мире кризис еще далеко не завершился», — признаёт генеральный директор МОТ Хуан Сомавиа.
В следующие 10 лет, считают в МОТ, потребуется примерно 440 млн новых рабочих мест, чтобы только принять новых участников рынка труда, и еще большее количество, чтобы ликвидировать безработицу, вызванную кризисом. По мнению Сомавиа, ориентированная на рост занятости стратегия роста экономики должна быть первоочередной задачей мирового сообщества. В противном случае потребуются годы, прежде чем экономический подъем достигнет тех, кто больше всех в нем нуждается, если вообще их достигнет.
Если судить по последствиям прошлых спадов, то
многие из нынешних безработных могут остаться в этом статусе навсегда, что приведет к сокращению ожидаемой продолжительности их жизни, лишит их возможности дать образование своим детям, которые в итоге также не смогут себя в дальнейшем обеспечить, предупреждает МВФ.
К тому же 80% из 210 млн безработных не имеют никакого доступа к социальной защите. И еще примерно 1,2 млрд мужчин и женщин, или 40% мировой рабочей силы, все еще не зарабатывают столько, чтобы они и их семьи преодолели черту бедности, составлявшую в 2008 году 2 доллара в день, добавляют авторы доклада.
Мировая безработица растет из-за огромного количества долгов, которые были набраны до кризиса и в кризис, объясняет президент компании HeadHunter Юрий Вировец: «Пока люди и компании сидят в долгах, они меньше потребляют. Значит, падает производство, потому что невыгодно выпускать товар, который некому купить, а падение производства ведет к сокращению сотрудников. Получается замкнутый круг, который пока не могут разорвать ни практики-управленцы, ни лучшие экономические теоретики».
В России ситуация с безработицей относительно благополучна. На начало сентября в стране насчитывалось 1 млн 710 тыс 777 безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости. Для сравнения, в начале сентября 2009 года, по данным Минздравсоцразвития, официальная безработица в России составляла чуть более 2,1 миллиона человек.
Однако безработица в нашей стране падает сильнее, чем растёт экономика, отмечает Вировец: «Это тревожный симптом. Он означает, что компании нанимают людей, производительность труда которых очень низкая».
Действительно, самый низкий конкурс на вакансию приходится как раз на рынок рабочих профессий — 1,3 человека на место. А вот самое желанное место работы для российского соискателя — госслужба — 30,9 резюме на вакансию, говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. По его словам, сейчас просто создается видимость политики в сфере труда: «На поддержку рынка труда выделяются значительные средства, но их расходование абсолютно неэффективно. Реально программы поддержки занятости не работают».
У нас с безработицей ситуация стабильная, говорит главный специалист социально-экономических программ центра социально-трудовых прав Петр Бизюков. Но проблема в том, что в результате кризиса не произошло структурных изменений в экономике, добавляет он. «Кризис был удачным поводом «расшить» отсталый и архаичный рынок труда, где лишь треть рабочих мест, в основном в сфере экспорта, можно назвать эффективными. Оздоровления рынка труда так и не произошло», — подтверждает член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер.
При этом, добавляет Бизюков, защищенность безработных в нашей стране на очень низком уровне. «У нас маленькие пособия, но самое печальное – в России считается, что безработного надо подгонять, чтобы он побыстрее нашел работу, — говорит эксперт. — Но сделать это даже с помощью центра занятости очень непросто. Власти свернули активную политику занятости. В результате ситуацию с безработицей можно назвать зависшей. В количественном выражении она не растет, не падает, а в качественном безработный у нас — изгой».
«Чтобы стимулировать занятость, государству необходимо перестать поддерживать неэффективные предприятия «старой экономики» и предоставить льготы перспективным компаниям «новой экономики», — делает вывод Захаров.