Сенсационную новость Александр Лукашенко сообщил, посещая на этой неделе фермерское хозяйство Михаила Шруба в Гомельской области. «Если мы пойдем на приватизацию земли, может быть, то с него и начнем», – сказал Лукашенко, имея в виду хозяина. «Пусть пока в экспериментальном плане. Надо давать землю тому, кто заслужил это своим трудом на ней», – добавил белорусский президент. Затем, обращаясь к министру сельского хозяйства и продовольствия Михаилу Русому, Лукашенко сказал: «Это не разовая сделка. Это ты должен повторить в каждом уголке страны вместе с губернаторами».
Все 16 лет, что Лукашенко руководит Белоруссией, он нес лозунг «недопущения грабительской приватизации и распродажи народной собственности». По вопросу земли бессменный белорусский президент был особенно непреклонен.
В Белоруссии частной может быть лишь земля под строением либо дачный участок. Земли же сельскохозяйственного назначения передавать в частную собственность было категорически запрещено. Еще в 1996 году Лукашенко провел референдум, на котором вопрос № 3 звучал так: «Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» Население, верившее в курс на построение «социального государства» с обязательным «сохранением колхозов и совхозов» достаточно дружно (83%) проголосовало за запрет свободной купли-продажи земли.
Теперь Лукашенко разворачивается на 180 градусов. По его словам, для развития фермерских хозяйств предполагается, в частности, выделять земли, которые в крупных колхозах в силу разных причин используются неэффективно. Президент предложил отдать эти земли частникам. «Пусть делают на них что хотят, только производи и продавай продукцию: вот тебе озеро, вот тебе 100 га», – отметил он, сообщив, что некоторые уже выразили желание получить такие земли. Лукашенко считает, что подобными методами можно решить проблему так называемых «разгильдяйских хозяйств» (белорусский агропром глубоко убыточен).
Почему так изменилось отношение главы Белоруссии к сельскохозяйственным землям, становится понятно, если посмотреть на исполнение госбюджета. За первое полугодие в реальном выражении он не добрал доходы даже до уровня аналогичного периода кризисного 2009-го. При этом в преддверии президентских выборов значительно возросли расходы по разделу «Социальная политика» – на 22,3% в реальном выражении. Повышение с 1 сентября зарплаты бюджетникам увеличит эту статью расходов госбюджета как минимум еще на 20–25%. Это означает дальнейшее недофинансирование по другим статьям бюджета.
В таких условиях Лукашенко готов «скинуть с плеч» тяжкий груз субсидируемого бюджетом сельского хозяйства. Ну или хотя бы максимально его облегчить. Ведь только с 2005 по 2009 год бюджет выделил на поддержку колхозов и совхозов $12 млрд дотаций и безвозмездных субсидий – это больше годового бюджета всей Белоруссии.
«Лукашенко перед выборами ищет точки поддержки. С одной стороны – у населения, с другой – посылая определенные сигналы Западу, – добавляет белорусский политолог Юрий Дракохруст. — Это очередное послание о либерализации, о готовности проводить либеральные реформы в экономике. То есть это именно то, чего от Лукашенко ожидают международные финансовые институты. Нужно помнить и о том, что сельские избиратели – это основа электората Лукашенко».
«Но Лукашенко заявил приватизацию сельскохозяйственных земель не как общий процесс на основе какого-то документа, а как процесс локальный, точечный, осторожный, по решению самого президента в каждом конкретном случае, – обращает внимание эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. — Что же касается запрета на торговлю землей, принятого после референдума 1996 года, то его власти будут трактовать как им угодно. Решение Лукашенко – это и закон, и конституция; как он решит – это будет выше любых референдумов».