Швейцарское правительство установило процедуру правовой помощи во время налоговых расследований. За ней к Швейцарии обращаются государства, получившие информацию о том, что их граждане имеют незадекларированные счета в швейцарских банках. Распоряжение вступит в силу с 1 октября и в дальнейшем будет заменено законом.
Распоряжение стало следствием нескольких скандалов, спровоцированных утечкой банковской информации. Так, в прошлом году французский гражданин Эрве Фальчиани передал Франции досье 3 тысяч клиентов, похищенные им во время работы в банке HSBS в Женеве в 2006–2007 годы. Затем в Германии появились сразу два списка подпольных миллионеров, хранящих свои миллионы в Швейцарии.
Теперь, прежде чем выполнять просьбу других стран о раскрытии информации, налоговая администрация Швейцарии будет выяснять, основан ли запрос на данных, полученных законным путем.
Авторы запроса должны также перечислить детали, позволяющие четко идентифицировать как личность уклоняющегося от налогов, так и того, кто передал об этом информацию.
Это правило должно прекратить охоту за банковскими досье клиентов и последующую продажу их на родине «уклонистов».
Новые правила помогут восстановить авторитет швейцарской банковской системы, пошатнувшийся в связи с понижением уровня конфиденциальности вкладов, считают юристы, добавляя, что правомерность решения властей страны не вызывает сомнений. «Во всех известных случаях базы данных пытались выгодно продать, — напоминает руководитель правового департамента юридической компании «Налоговик» Алексей Львов. —
Распоряжение Федерального совета Швейцарии предусматривает, что наказаны должны быть все преступники — и те, кто отмывал преступные деньги, и те, кто разгласил банковскую тайну, какими бы благими намерениями они ни оправдывали свои деяния».
«Доказательства наличия незадекларированных счетов, полученные незаконным путем, не могут считаться законными и допустимыми; банки и банковская тайна для Швейцарии – «священная корова», — говорит юрист независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Олег Малкин. «Каждое государство вправе само решать, какую информацию и в каком порядке выдавать органам других стран. С 1937 года уголовный кодекс этой страны содержит статью о шпионаже, которая направлена против лиц, собирающих сведения о клиентах швейцарских банков», — добавляет Львов.
Однако установление источника и законности получения данных достаточно сложная задача, признает партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Илья Ищук. «Одно дело — просто получить от запрашивающей стороны необходимые сведения. И совсем другое — получить обоснованные данные о том, законно ли они были получены источником информации. Вторая процедура вызовет необходимость проведения самостоятельных и весьма длительных расследований», — отмечает Ищук.
Подобные процедуры всегда помогут Швейцарским властям найти какой-либо формальный повод для отказа в предоставлении информации, если по тем или иным причинам такое решение необходимо будет принять, считает эксперт.
Швейцарские банки не станут упускать возможности привлекать значительные вклады, а уж тем более не захотят потерять репутацию самых надежных мировых банков, поэтому за банковскую тайну будут бороться всеми доступными способами. Особенно это актуально, если учесть, что кроме Швейцарии есть много других мест, куда спрятать отмытые деньги значительно проще, европейский офшор Лихтенштейн к примеру, добавляет Львов.
Впрочем, похитителей конфиденциальной информации новые ограничения вряд ли остановят. «Для правоохранительных органов эти данные в первую очередь имеют ценность как оперативная информация о «подпольных миллионерах», — поясняет Малкин. — Получив ее, они смогут предпринять ряд мер к засветившимся клиентам банков. И запрос в налоговую администрацию Швейцарии только одна из них. Поэтому интерес к похищенным досье на клиентов швейцарских банков не уменьшится», — говорит юрист. Кроме того продать украденные данные можно не только властям: они интересны и криминалу, для шантажа или грабежа например.