Правительство ФРГ приняло решение о введении налога на пассажирские авиаперевозки. С начала 2011 года авиакомпании будут платить налоги с каждого пассажира в зависимости от расстояния, которое пролетает человек. Это будет трехступенчатый налог: 8 евро компании заплатят с каждого пассажира при рейсах на короткие расстояния, 25 евро — на средние (от 2500 до 6000 км) и 45 евро — на дальние (свыше 6000 км). При этом обложению новым налогом не подлежат грузовые перевозки, а также транзитные маршруты и полеты частных самолетов, поскольку данный сегмент рынка активно восстанавливается после кризиса.
Введение налога на авиаперевозки является частью правительственной программы по борьбе с бюджетным дефицитом, вызванным финансово-экономическим кризисом. В начале июля в Германии утвержден новый план бюджета страны. Государство запланировало уменьшение расходов на 3,8%, до 307,4 млрд евро. Тем самым в течение четырех лет ФРГ сможет пополнить государственную казну на 80 млрд евро. Бюджетный закон должен быть принят в ноябре.
С помощью авиационного сбора власти рассчитывают пополнить казну на 1 млрд евро. Как отметил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле, дополнительная нагрузка вполне приемлема для авиакомпаний.
Они поднимут цены на авиабилеты, говорят эксперты: стоимость полета возрастет как минимум на сумму взимаемого налога. Подорожание составит от 10 до 54 евро, и наиболее пострадают потребители, пользующиеся услугами компаний-дискаунтеров, говорит соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. Следствием станет отток пассажиров. Но мера не по душе и крупным компаниям: представитель Lufthansa заявил, что ему абсолютно непонятно, почему для дальних рейсов предполагается введение двукратного по размеру налога, и предположил, что авиапассажиры в массовом порядке предпочтут вылет из соседних стран.
После введения нового налога Германия потеряет до 5 млн авиапассажиров ежегодно, заявил президент Федерального союза авиакомпаний Ральф Теккентруп,
который одновременно является и главой авиакомпании Condor. По его мнению, данная инициатива правительства приведет к перетоку не менее 10 тысяч рабочих мест из ФРГ в аэропорты и авиакомпании других стран, где такого налога нет.
Подобный налог в 2008 году ввели Нидерланды. Однако ее пример оказался неудачным. Стоимость авиабилета увеличилась на 11,25—45 евро для пассажира, вылетающего из любого голландского аэропорта, что привело к ослаблению спроса со стороны клиентов. Весной прошлого года страна отказалась от этих поборов. «Налог представлял собой потерю 312 млн евро для голландской экономики. Авиаперевозки являются ее важной статьей. Отмена налога было верным решением… Оно позволит подтолкнуть экономику и построить конкурентоспособное будущее», — признал генеральный директор IАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта) Джованни Бизинани. «Но это лишь вершина айсберга, — добавил он. —
В прошлом году авиакомпании испытали на себе сумасшедший рост налогов на $6,9 млрд. Это дает совершенно негативные результаты — ослабление спроса и новые затраты для бизнеса. Такое коллективное помешательство должно прекратиться.
Самое время для ирландского правительства последовать по тому же пути и отменить новый налог на полеты. Также пора и Британии понять, что ее сбор с пассажиров тормозит развитие одного из ее главных экономических катализаторов, в то время как правительство тратит миллиарды на помощь другим пострадавшим отраслям экономики».