Американские компании назвали «кошмаром» требование раскрывать соотношение между уровнем зарплат топ-менеджеров и рядовых сотрудников, прописанное в законе Додда — Фрэнка о финансовой реформе. Оно создает множество бюрократических проволочек и поощряет ложные сравнения, приводит Financial Times мнения американских бизнесменов.
«Риск состоит в том, что можно принести больше вреда, чем пользы, если взять правила, созданные с благими намерениями, и плохо их применить», — цитирует издание Ларри Бэртона, исполнительного директора организации Business Roundtable, объединяющей топ-менеджеров крупнейших американских компаний.
Особенно сложными новые правила станут для транснациональных компаний, поскольку они должны будут учесть компенсации для всех работников во всех странах. «Это не так просто сделать для большой компании с десятками тысяч работников по всему миру», — предупреждает партнер юридической фирмы Clearly Gottlieb Ричард Суско. А те компании, которые предпочитают отдавать низкооплачиваемую работу на аутсорсинг, а не нанимать сотрудников в штат, незаслуженно получат более положительную оценку со стороны общества, переживают руководители, которые ведут иную трудовую политику.
Бизнес был застигнут врасплох новой мерой, отмечают эксперты по заработным платам. Сейчас компании собираются оказать давление на Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США, которая должна прописать более детальные условия применения нового закона. Но
один из авторов закона сенатор Роберт Менендес считает закон абсолютно необходимым: «Солнечный свет является лучшим дезинфицирующим средством. Раскрытие информации будет способствовать справедливым зарплатам рабочих, ведь в то время пока зарплаты среднего класса оставались неизменными, компенсации топ-менеджеров быстро росли».
Так, по итогам прошлого года, исполнительные директора, топ-менеджеры, трейдеры, инвестиционные банкиры, портфельные управляющие из 38 крупнейших финансовых компаний США получили $145,85 млрд, что на 18% больше, чем в 2008 году, и на 6% выше, чем в рекордном 2007 году, подсчитали в The Wall Street Journal. И это притом, что именно банки и инвесткомпании считаются ответственными за финансовый кризис.
Слишком большие бонусы стали критикой со стороны властей во всем мире. Обязательное раскрытие такой информации укрепит позиции активистов, выступающих против высоких зарплат и привилегий топ-менеджеров, пишет Financial Times. Так,
в прошлом году средний объем компенсаций исполнительных директоров компаний из списка S&P 500 достиг $7,5 млн, подсчитали в исследовательской фирме Equilar. Для сравнения, согласно официальной статистике, средняя зарплата работника частного сектора сократилась до $40 тыс. в год.
В России разницы в доходах руководства и рядовых сотрудников сопоставимы. «Современные российские компании, выстраивая свою структуру бизнеса, не создают ничего принципиально нового, а копируют западный подход. Это неудивительно, если учесть, что даже для небольшой компании отсутствие в штате топ-менеджеров-иностранцев считается чуть ли не дурным тоном. Поэтому и разница в размерах зарплат весьма значительна – в среднем наемный директор в российской компании получает больше рядового сотрудника в 3–20 раз», — говорит руководитель правового департамента юридической компании «Налоговик» Алексей Львов.
В прошлом году средняя зарплата россиян составляла 18,8 тыс. рублей ежемесячно ($622 по курсу ЦБ на 31 декабря 2009 года), тогда как доход российских топ-менеджеров крупных публичных компаний составлял 100–900 млн рублей в год ($3,6–29,2 млн).
Согласно майскому исследованию HeadHunter, основными критериями для определения зарплаты топ-менеджера являются средние зарплаты на рынке (78%), его результаты на предыдущем месте работы (57%) и стоящие задачи (32%), а вовсе не уровень зарплат его сотрудников. А в каждой четвертой компании смотрят на максимальные зарплаты на рынке.
Принятие таких законов – это чистый популизм, считают эксперты. «Крупные компании, входящие в S&P 500, публичны, поэтому о доходах руководства сообщается в отчетах, любой желающий может сам подсчитать разницу. А если говорить о частных мелких компаниях, то они имеют право платить столько, сколько считают нужным. В США рыночные отношения: если работника не устраивает зарплата, то он может идти искать другую работу. Новый закон – это предвыборные игрушки», — говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. «В Штатах недовольство огромными бонусами может негативно повлиять на результаты выборов для правящей партии», — соглашается аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.
В России публичные компании также обязаны публиковать информацию о доходах топ-менеджеров. «Но надо понимать, что они состоят не только из официальной зарплаты и опционов. Практически у каждого менеджера крупной корпорации есть несколько его личных компаний, которые что-то в его корпорацию поставляют», — говорит Захаров. «Для частных компаний практика вряд ли реализуема, хотя из декларации по ЕСН, которая сдается в налоговую регулярно, и сейчас можно получить приблизительную информацию о доходах руководства», — добавляет генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков.