В то время как одни фильмы в 3D-формате, такие как «Алиса в стране чудес» Тима Бертона и «Битва титанов», в этом году стали лидерами мирового проката, другие с треском провалились. Так, «Шаг вперед 3D» собрал в прокате меньше, чем два предыдущих фильма этой серии, снятые обычным образом, пишет The Financial Times.
«Безусловно, первый ажиотаж от нового формата пошел на спад. Со временем он займет свою нишу, у него будет свой круг ценителей, — считает генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. — Мы живем в 3D-мире, и по-новому этот мир кино нам показать не может».
«Бум 3D заканчивается, — соглашается кинообозреватель журнала «Афиша» Роман Волобуев. — Я думаю, что в этом году случится не один «тридэшный» провал, который докажет это».
Эксперт предрекает снижение сборов от таких фильмов. По его словам,
рынок перегрет: «За последнее время навыпускали много ерунды, и люди начали замечать, что есть фильмы хорошие и плохие. После успеха «Аватара» Кэмерона все кинулись выпускать 3D-кино, не заботясь ни о сюжете, ни о качестве исполнения».
Кроме того, глядя на успех «Аватара», многие решили переделать фильмы, запланированные для выпуска в 2D. Такими фильмами, например, были «Битва титанов», «Алиса в стране чудес». «Чем больше фильмов будет сниматься в 3D, тем меньше их авторы будут беспокоиться о правильном использовании технологии. Их больше интересуют кассовые сборы, которые гарантированы только припиской «в 3D» на афише фильма», — пишет портал CinemaBlend. В этом выражается жадность больших киностудий, которая может повредить формату 3D, считает Daily Telegraph.
К тому же при переделке обычного фильма в 3D теряется сама суть этого формата: не та глубина проекции, в оригинальных фильмах съемка каждой сцены ведется с нескольких камер, закладывается послойная архитектура кадра, отмечает Рязанцев.
Во время принудительного переформатирования многие достоинства теряются, эпизоды экшна получаются размытыми. В итоге получается не 3D, а 2,5D. При этом любовь к 3D обходится зрителю заметно дороже, чем к плоскому экрану.
Все известные бренды предлагают линейку 3D-телевизоров, но пока они стоят в 2,5—3 раза дороже обычных. К тому же еще мало контента, который можно с их помощью смотреть: нужны специальные диски и специальные каналы ТВ.
Крупнейшие кинопрокатные сети также стабильно повышают цены на 3D-билеты. По данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», средняя цена билета в зал двухмерного формата (35 мм/2D) составляла 173 рубля, или $5,8, а в зал формата 3D/IMAX — 275 рублей, или $9,2 (т. е. на 60% больше). Кинотеатрам надо компенсировать затраты: по данным разных источников, затраты на переоборудование кинотеатра под требования 3D составляют от $45 до $300 тысяч.
Повышенные цены на 3D-сеансы создатели объясняют и более дорогой технологией производства, но Рязанцев считает иначе: «Создание 3D-фильма изначально дороже, но разница нивелируется уже в процессе тиражирования копий».
«Но настолько высокие цены на билеты держать уже не получится: зритель пресытился новым форматом, поэтому в дальнейшем я ожидаю снижение разницы между ценами на обычными и трехмерными фильмами, — говорит Рязанцев. — Теперь кинолюбители будут ходить за сюжетом, а не за технологией. С другой стороны, сама технология должна измениться. Ясно, что очки, с помощью которых сегодня можно смотреть 3D-фильмы, должны исчезнуть. Они усложняют процесс и неудобны. Будут технологии более простые».
Тем не менее есть и те, кто свято верит в будущее 3D. По прогнозам главы российского представительства корпорации IMAX Алексея Березина, к 2020 году традиционные кинофильмы станут раритетами, а Базз Хайез, продюсер 3D-фильмов, производимых Sony Corporation, уверяет, что начиная с 2015 года многомерное телевидение начнет вытеснять стандартное.