«На ближайшем заседании правительственной комиссии по агропромышленному комплексу мы рассмотрим проект концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, до 2020 года. В концепции поручено предусмотреть введение нормы обязательного страхования урожая теми сельскохозяйственными производителями, которые претендуют на получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета», — сказал в интервью «Российской газете» вице-премьер Виктор Зубков. Сегодня страхование осуществляется по двум вариантам: страхование урожая с государственной поддержкой (приходится более 70% совокупных взносов) и без.
Решение о введении обязательного страхования для получателей госпомощи связано с теми убытками, которые несут сельхозпроизводители от засухи, уничтожившей четверть посевов зерновых в стране. По прогнозам Минсельхоза, всего в этом году удастся собрать 60–65 млн тонн зерновых при внутреннем потреблении в 78 млн тонн. Упали и показатели урожайности. Если в прошлом году с гектара собиралось больше 27 центнеров, то в этом — 21.
«Экспертиза ущерба проведена в 23 регионах. Сумма подтвержденного на сегодняшний день ущерба — около 30 млрд рублей», — сказал Зубков.
Сегодня не более 10% сельскохозяйственных товаропроизводителей страхуют урожай, это менее четверти посевной площади. Введение обязательного страхования необходимо, говорят эксперты. «Сейчас многие ученые говорят о том, что частота климатических аномалий будет нарастать», — напоминает заместитель гендиректора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников. Оказывать помощь в этом случае незастрахованным хозяйствам — все равно что наливать воду в сосуд без дна.
«Это давно назревшая реформа. Ее надо проводить. Рынок сельхозстрахования работает очень слабо», — сказал «Газете.Ru» президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Но проблема в том, что по страховке практически нереально что-либо получить, добавляет он.
«Сегодня в законодательстве есть лазейки, которые позволяют страховым компаниям уходить от выплат», — говорит Злочевский. Но даже если фермеру удается получить выплаты, их размер все равно очень мал. Эти средства не всегда покрывают даже затраты на посевную, говорит он.
Добровольное агрострахование, несмотря на высокие в российских условиях сельскохозяйственные риски, не пользуется спросом хозяйств и по причине дефицита свободных денежных средств. «Большинство компаний просто не могут себе позволить изымать деньги из оборота для оплаты взносов», — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
При страховании с государственной поддержкой ставки составляют 6–7%. Это примерно равно ставкам по предоставляемой госсубсидии, говорит руководитель центра сельскохозяйственного страхования компании «Росгосстрах» Олег Блинков. При страховании без господдержки каждая компания выставляет ставки самостоятельно, исходя из принимаемого риска.
Чтобы механизм страхования сельскохозяйственных рисков заработал, нужны принципиальные изменения в нем, считает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин: установлен рыночный уровень тарифов, четко определено понятие страхового случая, расчет страховых выплат должен включать специфику сельхозугодий. Сейчас же в расчет берется средняя урожайность с конкретного поля за последние 5 лет, а если вводятся в оборот ранее необрабатываемые земли или ранее на этом поле применялись экстенсивные технологии, то там этот показатель будет крайне низким, говорит эксперт. Только с учетом этих перемен страхование будет оправданным и востребованным, категоричен представитель отрасли.