Институт современного развития (ИНСОР) подготовит критические замечания к законопроекту об обязательном медстраховании (ОМС) и положит их «на стол главе попечительского совета нашего института Дмитрию Анатольевичу Медведеву», сообщил по итогам совместного «круглого стола» ИНСОР и Российской медицинской ассоциации глава ИНСОР Евгений Гонтмахер. Разработанный Минздравсоцразвития проект закона об ОМС фактически не обсуждался, объясняют эксперты института, между тем он несет «ухудшение ситуации со здравоохранением», а сама реформа исполняется «просто для галочки вслед за поручениями Путина в его посланиях еще за 2003—2004 годы».
Во-первых, законопроект не просчитан финансово. Он предусматривает практически двукратное увеличение взносов работодателей на ОМС в 2013 году по сравнению с 2012 годом, но, каким образом это произойдет, непонятно.
Но даже если это случится, то в систему ОМС в 2013 году поступит 1,3 трлн руб. средств, что составит 75% всех расходов на здравоохранение, или 3,8% ВВП, отмечает Гонтмахер. При этом в странах Организации экономического сотрудничества и развития минимально допустимый уровень государственных расходов на здравоохранение составляет 7% ВВП.
Сегодня Россия, по данным экспертов, находится на 88-м месте в мире по уровню финансирования медицины и на 137-м по показателям здоровья. Так, например, общее «бремя болезней» для российского общества (показатель, используемый ВОЗ), состоящее из суммы потенциальных лет жизни, потерянных из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности, составило 210 лет жизни на 1 тысячу человек, тогда как в Германии и Франции эти показатели в 2 раза ниже (100 и 137 лет соответственно).
Но, главное, законопроект может уменьшить доступность медуслуг для населения, отмечают эксперты. Так, новый законопроект декларирует возможность получения застрахованным медпомощи по полису ОМС в любой точке страны. Но при этом в нем уточняется, что рассчитывать на это застрахованный сможет только в рамках базовой программы. А по данным гендиректора Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрия Кузнецова,
из этой программы исключены практически все социальные инфекционные заболевания, включая туберкулез и венерические заболевания, а также наркологические заболевания, алкоголизм, все стоматологические заболевания, восстановительное и реабилитационное лечение, спортивная медицина, лечение последствий радиации, медицина катастроф.
«Нет ясности с тем, включены или нет в базовую программу анестезиология и хирургия, острые заболевания и состояния, не совместимые с жизнью», — уточняет Кузнецов. Остальное должно войти в региональные программы, ясности с которыми еще меньше и которые зависят от финансовых возможностей субъекта федерации.
По мнению ИНСОР, необходимо сначала разработать систему медико-экономических стандартов оказания медпомощи, на базе которых можно будет рассчитать реальную потребность общества. Гонтмахер предлагает в рамках бюджетного финансирования сформировать долгосрочную целевую программу по укреплению инфраструктуры системы здравоохранения, ликвидировать систему ОМС, как не оправдавшую себя, принять комплекс мер, стимулирующих развитие ДМС, создание саморегулируемых медорганизаций.
Профессор Московской медакадемии им. Сеченова Наталия Кравченко добавляет, что нужно создать такую модель здравоохранения, которая предполагает отказ от существующего «бизнеса на болезнях», а сделать ставку на «бизнес на здоровье», по которому потребители должны платить не за медуслуги, а за их результат — выраженные в денежном эквиваленте показатели здоровья (конкретного человека, семьи, коллектива и в целом населения). «Нельзя рассчитывать на эффективное здравоохранение в системе, где врачи и клиники зарабатывают на процессе лечения болезней, будучи тем самым заинтересованными в плохом здоровье населения», — объясняет Кравченко.
Напомним, что предложенный законопроект предусматривает переход на единую систему оплаты медицинских услуг и единый состав базовых программ ОМС. Все взносы должны будут аккумулироваться и распределяться через один канал — федеральный фонд ОМС. Появится и единая база застрахованных лиц. При этом у каждого гражданина будет право выбирать врача, клинику, страховую компанию, а также право на возмещение ущерба. Но одновременно появляется и финансовая ответственность пациента: при нарушении предписаний врача страховая компания может взыскать с больного средства, затраченные на его лечение.
В Общественной палате РФ также нашли, что в законопроекте много «белых пятен». Впоследствии они могут привести к тому, что «формально новый нормативно-правовой акт декларирует ту или иную норму, но как она будет реализоваться – неясно», заметил во вторник председатель комиссии по охране здоровья и экологии Общественной палаты Евгений Ачкасов. Ранее отрицательное заключение на законопроект обнародовал Российский союз промышленников и предпринимателей: бизнес недоволен тем, что документ увеличивает финансовую нагрузку на бизнес без улучшения медицинского обслуживания застрахованных работников.
Попытка экспертного сообщества апеллировать к президенту понятна — похоже, это единственный шанс остановить прохождение законопроекта об ОМС.
Только в конце мая его текст появился на сайте Минздравсоцразвития, в начале июня он был внесен в Госдуму, на прошлой неделе получил рекомендации от двух профильных комитетов (по финансовому рынку и охране здоровья). Его первое чтение в Госдуме состоится уже 7 июля. Если документ будет одобрен, то концептуально что-то поменять в нем уже не получится.