Минфин России выступает за увеличение акцизов на сигареты в 2011—2013 на 30% ежегодно. Такие предложения содержатся в подготовленном им законопроекте. Это уже третий законопроект по табачным акцизам, который наряду с двумя другими будет рассмотрен Госдумой. И он представляет собой еще наименее радикальное предложение. Эксперты пока осторожны в оценках того, какой из вариантов получит поддержку депутатов, выражая надежду, что мнение Мифина в этом случае окажется определяющим для законодателей.
«Очень большое идет давление на то, чтобы повышение было кратным, и в любом случае оно произойдет», — считает главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Королев. Реакция производителей на увеличение ставок уже не заставила себя ждать. Цены на сигареты с 2009 года заметно подросли, и их рост не был адекватен повышению ставки акцизов, отмечают эксперты.
По некоторым позициям цены на сигареты за год увеличились на 50—70%, и особенно заметно это сказалось на самом дешевом ценовом сегменте. Например, если три года назад сигареты «Прима» можно было купить за 4 рубля, то сейчас их нет дешевле 10 рублей.
Что отрадно, повышение цен уже привело к тому, что табачный рынок в прошлом году сократился на 5% — а это 2 миллиона курильщиков, замечает Королев.
На сегодняшний день доля акциза в сигаретах с фильтром составляет до 40%. При этом акциз на сигареты с фильтром равен 205 рублям за тысячу штук, а адвалорная (начисляемая на стоимость продукции) ставка акциза составляет 6,5%. «В 2010 году увеличение ставки акцизного налога уже составило рекордные 41%, — отмечает директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алексей Ким. — Вследствие этого цены на нашу продукцию были увеличены на сумму до 3 рублей за пачку».
По экспертным оценкам, за счет проводимой государством взвешенной акцизной политики пока доля нелегального оборота табачных изделий на внутреннем рынке страны сохраняется на минимальном уровне. По мнению Кима, более резкое увеличение акцизов усугубит переключение совершеннолетних потребителей на более дешевые сигареты, которое сейчас наблюдается в табачной отрасли в целом, и может повлечь за собой увеличение количества контрафактной и контрабандной продукции.