Минздравсоцразвития представило новый законопроект об обязательном медицинском страховании. Согласно документу, все взносы по ОМС будут аккумулироваться и распределяться через один канал — федеральный фонд ОМС. Правда, необходимые средства на оплату оказанных услуг по счетам медучреждений будут по-прежнему поступать из бюджетов территориальных ФОМС, но в случае нехватки их дополнит федеральный фонд, у которого будут для этого необходимые средства.
Законопроектом вводится и переход на единые стандарты медицинской помощи, состава программ ОМС и оплаты медицинских услуг по всей стране. Сейчас они сильно отличаются. Например,
тарифы в Москве могут быть в 2 раза выше, чем в Подмосковье, и из-за этого Москве с областью рассчитываться проблематично,
пояснил директор департамента развития медстрахования Минздравсоцразвития Владимир Зеленский. А вообще между богатыми и бедными регионами разница наблюдается десятикратная. Все эти препятствия новый законопроект призван исключить.
От перехода к новой системе, как обещают разработчики законопроекта, выиграют и пациенты, и врачи: они получат полную оплату за свои услуги, тогда как сейчас в среднем по стране оплачивается лишь 65%.
Это должно повысить заинтересованность лечебно-профилактических учреждений в каждом клиенте. При этом каждый гражданин сам сможет выбирать страховую компанию, прежние конкурсы страховщиков отменяются. Но это не значит, что все дружно должны будут перезаключать договоры. Просто при желании и необходимости можно будет воспользоваться этим правом, как и правом выбора конкретного врача (при его согласии).
А в будущем, когда система отладится, пациент, получивший платные медицинские услуги, сможет вернуть за них частичную компенсацию, если они предусмотрены стандартами ОМС, обещают в Минздравсоцразвития. Должна появиться и единая база застрахованных лиц: сейчас в системе число застрахованных превышает население страны.
Однако эксперты предрекают, что не все будет так гладко.
В наибольшей степени от реформы выиграют бедные регионы. Богатые же потеряют.
«И идея перехода на одноканальное финансирование, и идея полного тарифа сами по себе хороши, но также важно, какими способами они достигаются, какие механизмы будут включаться, — отмечает замгендиректора РОСНО-МС Юрий Бондарев. — Думаю, что у богатых регионов может возникнуть некое недоумение. Диспропорция очень выражена».
Сомнения экспертов вызывает и вопрос перехода на единые стандарты медпомощи. Когда пару лет назад эксперты провели необходимы расчеты, выяснилось, что такой переход потребовал бы 10—15-кратного увеличения нынешнего бюджета здравоохранения, напомнил исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов. «Написать те стандарты, которые впишутся в определенные финансовые ограничения, чрезвычайно проблематично», — вынужден был признать директор Департамента развития медстрахования Минздравсоцразвития Владимир Зеленский. Правда, со следующего года страховые взносы, которые платят работодатели в систему обязательно медицинского страхования, увеличиваются с 3,1% до 5,1% от фонда оплаты труда. Но дополнительных двух процентов явно не хватит.
Если принять обоснованные стандарты, «мы окажемся весьма дефицитными даже при ставке в 20%»,
подсчитал Зеленский. Добавив при этом, что сейчас начинается пилотное внедрение стандартов в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических и помощи при ДТП.
Непонятно, как будут увязаны страховые тарифы и новые нормы госзаданий, соглашается президент «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский. Как бы ради этого не пришлось сокращать перечень услуг в рамках ОМС. По его мнению, вводимые изменения лишь усугубят существующий хаос.
А страховщики переживают за свою роль в новой системе. Согласно законопроекту, функции единого страховщика переходят федеральному фонду обязательного страхования, который делегирует территориальным фондам функции сборов взносов. Специализированные страховые медицинские компании в этой системе остаются «на аутсорсинге», их место и роль пока до конца не определены. «Боюсь, что если мы не будем страховщиком по новому закону, то это повлечет ряд проблем, — говорит гендиректор «РЕСО-Мед» Анатолий Сандимиров. — Страховщик — это организация, которая собирает взносы и формирует резервы, она освобождается от НДС и функционирует за счет этой разницы. Если мы не собираем взносы — мы не страховщик, и если нас переведут в раздел экспертов, то это удорожает систему минимум на НДС».
За те 10 лет, что у нас на словах шла реформа ОМС, это первый реальный шаг к изменению системы, но и он делается в спешке, печалятся участники рынка. Разработчики законопроекта рассчитывают, что он будет рассмотрен Госдумой в первом чтении уже в эту весеннюю сессию и заработает с 1 января 2011 года.