На заседании в четверг правительство одобрило программу повышения эффективности бюджетных расходов. Федеральный бюджет на 2012 год будет составлен по новым принципам, сообщил вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин: он будет состоять из госпрограмм, имеющих определенные цели. «Перечень программ сейчас будет определен, министерства уже начали над этими программами работать. Они еще не будут завершены и защищены, но, тем не менее, мы по предложениям всех министерств распределим все средства в программном разрезе», — отметил Кудрин.
По словам вице-премьера, 2011 год будет экспериментальным, когда наряду с обычным бюджетом будет одобрен бюджет в программном формате. «Потом, когда эти программы будут завершены и защищены, уже с 2012 года мы перейдем на распределение всех средств по программам, и основное распределение будет программным», — уточнил глава Минфина.
Еще в марте Минфин обнародовал проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, разработанной в соответствии с посланием президента Федеральному собранию. Минфин предложил не раздувать бюджетные расходы, а те, что запланированы, жестко увязать с достижением конкретного результата. Все расходы бюджета предлагается разложить на долгосрочные целевые программы (ДЦП).
ДЦП будут содержать и субсидии, направляемые на поддержку региональных программ. Все ДЦП будут снабжены целевыми индикаторами с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников. «Каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат», — напутствовал премьер Владимир Путин разработчиков программы на одном из заседаний правительства.
Впрочем, не все госрасходы распишут по программам. Одно из приоритетных для правительства направлений работы — строительство и ремонт дорог — будет финансироваться из нового федерального фонда. По словам Кудрина, этот фонд будет финансироваться из бюджетных средств и новых налогов.
«В настоящее время принято решение, что минимальная величина фонда — это тот объем, который уже есть в бюджете, плюс какие-то новые налоги и сборы, которые мы постепенно введем поэтапно в течение нескольких лет», — сказал Кудрин.
Ранее Минтранс предлагал поднять акцизы на бензин для наполнения дорожного фонда. При этом предлагается отменить транспортный налог.
Прокомментировал Кудрин и принятые в четверг правительством основные направления налоговой политики, в частности, меры по стимулированию инноваций. В первую очередь власти планируют с помощью ослабления налогового бремени поддержать те компании, которые являются резидентами технико-внедренческих зон, а также малые предприятия при вузах. По словам Кудрина, за последние три года в России были приняты большинство известных в мире инструментов налоговой поддержки инноваций.
Но накануне утверждения правительством новой налоговой политики Кудрин заявил, что исполнение обязательств бюджета может потребовать и повышения налогов. Исполнять обязательства стало трудно, поскольку бюджет дефицитен. В 2011 году дефицит составит 4% ВВП при цене на нефть $70 за баррель и увеличится до 8% при $50 за баррель, отметил Кудрин.
Кудрин не исключает повышения налогов на бизнес в том случае, если бездефицитного бюджета не получится добиться до 2015 года.
Перспектива повышения налогов настолько растревожила бизнес, что руководство РСПП в среду добилось встречи с премьером. Глава «профсоюза олигархов» Александр Шохин попросил Путина «ввести мораторий на повышение налогов». А недостающие доходы извлекать от продажи госсобственности, ГУПов и ФГУПов. Похоже, Шохина в правительстве услышали.
Пока правительство повышение налогов не обсуждает, а рассчитывает добиться эффективности госрасходов, успокоил Кудрин
Внедрение программно-целевых принципов формирования бюджета — это фактически изменение философии его построения, такого в России никогда не было, говорит директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. «Теперь правительству придется планировать все бюджетные расходы под строго определенный результат, который предстоит достичь.
И, если сейчас провести ретроспективный анализ, к примеру, расходов на дорожное строительство — сколько потратили, сколько километров проложили — и соотнести стоимость километра дорог, например, с европейскими затратами, многое станет понятно», — говорит Матросова.
Препятствие для повышения эффективности госрасходов одно, и оно давно известно — это наличие коррупционной составляющей во многих госпроектах, существование «откатов», повышающих стоимость любой государственной инициативы, убежден руководитель практики государственного консалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин.
Важно дать всем целевым программам точные целевые индикаторы, чтобы усилить контроль за реализацией ДЦП и повысить качество госуслуг, полагает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина. «Количественные индикаторы не всегда работают, а качественные не просто придумать, тем более, в таких тонких сферах, как здравоохранение или образование», — говорит эксперт.