В четверг министры российского правительства высказали свои предложения по формированию фондов для строительства и ремонта автомобильных дорог. С идеей создать дорожные фонды выступил в конце декабря 2009 года президент Дмитрий Медведев, а в среду на совещании у премьер-министра Владимира Путина было принято принципиальное решение об их создании.
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила журналистам, что бюджетный фонд для финансирования строительства и ремонта дорог появится в России уже в следующем году. «Мы считаем, что фонд должен формироваться начиная с 2011 года как фонд в составе бюджета», — приводит ее слова агентство «Интерфакс».
Вопрос об источниках их наполнения пока обсуждается. «Идеология такая: доходы в этот дорожный фонд должны быть все-таки связаны с количеством автомобилей, с транспортом, чтобы в том числе нашим налогоплательщикам было понятно, что деньги, которые они тратят, покупая автомобили, идут именно на строительство и улучшение дорог», — сказала Набиуллина.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, механизм наполнения фонда будет смешанным. «В настоящее время принято решение, что минимальная величина фонда – это тот объем, который уже есть в бюджете, плюс какие-то новые налоги и сборы, которые мы постепенно введем, поэтапно в течение нескольких лет», — уточнил министр. Он считает, что новые налоговые поступления в дорожные фонды могут принести повышение топливных акцизов, а также введение дополнительных сборов с автомобилей массой более 12 тонн. Глава Минфина допустил, что фонд будет наполняться и из других бюджетных доходов.
«Возможно, будут другие источники, которые увеличат доходы федерального бюджета, и они также повысят возможности этого фонда», — цитирует Кудрина РИА «Новости».
Также, по словам главы Минфина, при использовании нового фонда появится возможность заключать долгосрочные контракты на дорожное строительство. Сейчас планирование расходов ограничивается тремя годами.
Фонд будет находиться в ведении «Росавтодора» — структуры, подведомственной Минтрансу. В самом министерстве «Газете.Ru» пояснили, что дорожный фонд выделят в структуре федерального бюджета, а также увеличатся акцизные ставки на нефтепродукты. «Будет прописана отдельная строка в бюджете, плюс в дорожный фонд будут отчисляться акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла, а также НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России и импортируемых на ее территорию», — сказал собеседник. Также в министерстве не исключают отмену транспортного налога.
Все эти меры позволят аккумулировать в фонде до 475 млрд рублей в год. «Этих денег должно хватить на содержание и ремонт дорог, но необходимо вносить изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы», — объяснили в Минтрансе.
Аналогичный дорожный фонд был упразднен в 2000 году, потому что «средства фонда неправильно использовались, и его руководителей обвинили в коррупции», — уточнили в ведомстве. В фонд поступали средства от налогов на топливо, смазочные материалы, а также транспортный налог. Деньги должны были использоваться на ремонт и содержание федеральных автодорог, а также на строительство новых трасс и закупку техники.
По словам Эльвиры Набиуллиной, прежний фонд был упразднен по двум причинам. Помимо недостаточной «прозрачности» расходования средств, его доходы были связаны с оборотным налогом, подавлявшим экономическую активность. Новый фонд, по ее мнению, будет лишен этих недостатков. «Выделение такого фонда — бюджетного, по типу инвестиционного фонда, — это способ «окрашивания» доходов бюджета, которые будут идти на расходы только инфраструктурного характера, чтобы дать минимальные гарантии по обеспеченности финансирования проектов строительства дорог», — передает слова министра РИА «Новости».
Дорожные организации считают инициативу по созданию профильного фонда перспективной.
«Задача своевременная, потому что ремонт накапливается, но не все субъекты самостоятельно могут реализовать те необходимые мероприятия на автомобильных дорогах, которые они должны осуществлять, — заявил «Газете.Ru» главный инженер ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Станислав Сосулин. — Возможно, это облегчит жизнь регионам, и темпы текущего ремонта будут увеличены».
Сейчас регионы восстанавливают дороги в основном за счет своих средств, сказали в фонде. «В прошлом году ввелось постановление правительства о предоставлении кредитов субъектам, — говорит Сосулин. — Многие субъекты от них отказываются, потому что кредит надо отдавать, хоть там и льготный процент».
Участники топливного рынка отмечают, что увеличение стоимости бензина неизбежно приведет к росту потребительских цен на другие товары. «Надо понимать, что стоимость топлива входит в стоимость любых товаров, — заявил «Газете.Ru» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Как только стоимость топлива вырастет, то вырастут цены на другие товары, и платить за них будут не только автомобилисты, но и все остальные, у кого машин нет».